|
Из книги Л. Даниловой "Окно с затейливой резьбой".
Вот моя деревня.
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда.
С. Есенин
Для каждого из нас деревня нашего детства имеет вполне конкретный образ. Где бы ты ни был, в любом возрасте ты вспоминаешь свой дом, свою деревню, а значит, думаешь о Родине.
Мне вспоминается наш небольшой голубой домик с белыми наличниками. Он много раз менял свою окраску, но я его вижу всегда голубым со стеклянной террасой сбоку. Мы так любили играть там ранней весной, когда еще не везде сошел снег, а на солнечной террасе уже тепло и уютно.
Я часто мысленно вижу огромную овчарку Азу, которая любила срывать с деревьев спелые яблоки. Бывало, утром откроешь дверь, а на крылечке лежит несколько румяных плодов. Мама сердилась на собаку, а я радовалась. Ведь я-то знала, что эти яблоки Аза приносила для меня, в знак особой привязанности.
Я вспоминаю наш двор с множеством сараюшек, квохчущими и купающимися в пыли курами, пруд за околицей…
На огромной территории России не счесть деревень и сел. Все они такие разные... В одной деревне избы взбираются по крутому косогору, перекатываются через него уходят вниз, рассыпавшись вдоль ручья. В другой, утопая в пахучей черёмухе, дома стоят цепочкой над обрывом реки или вдоль дороги. В третьей - глядят глазами окон в блестящую гладь пруда.
В давние-давние времена почти все население было сельским, с развитием цивилизации многое переменилось. Сегодня в деревне Российской Федерации живет каждый третий, и эта треть населения кормит всю республику. Именно эти люди выращивают хлеб, овощи и фрукты, они снабжают нас мясом, молоком, маслом и другими продуктами питания.
В силу многих причин сложилось так, что условия жизни сельского населения оказались значительно хуже, чем у горожан. И было время, когда из деревни люди потянулись в города, где жизненные условия были лучше. Судите сами: большинство горожан проживает в отдельных квартирах со всеми удобствами, сельский же дом, как правило, до последнего времени был лишен инженерного оборудования. Отсюда огромные затраты времени и сил на ведение домашнего хозяйства: воду наноси, дров запаси, печь истопи.
Сейчас многое делается для того, чтобы преодолеть существующие в этом отношении различия между городом и деревней. Меняется характер и содержание сельскохозяйственного труда, переустраивается деревня. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению жилищных, коммунально-бытовых и социально-культурных условий жизни сельского населения» (май 1982 г.) предусматривается опережающими темпами вести в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях строительство благоустроенных жилых домов с хозяйственными постройками, детских дошкольных учреждений, клубов, библиотек и других объектов культурно-бытового назначения, предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения.
Новосельями у нас никого не удивишь, в одном только Подмосковье ежегодно справляют 12 тысяч новоселий. Случается, и довольно часто, новоселье отмечает целая деревня. Так было, например, осенью 1982 г. в совхозе «Повадинский» Домодедовского района Московской области. За короткий срок по обе стороны широкой асфальтовой улицы выстроились в две шеренги нарядные домики: белые, розовые зеленые. В один и два этажа, с мансардами и террасами Ажурные решетки ограды, прямоугольники газонов полукружье прудов - все здесь радует глаз, все удобно и практично. В центре поселка разместились торговый центр, детский комбинат, школа, столовая, Дом культуры.
Не менее привлекателен поселок Софьино сельского жилищно-строительного кооператива «Дружба», также в Подмосковье. В нем более пяти десятков домов на одну, две и четыре семьи. В застройке использовано более десяти различных проектов. Здесь наряду с кирпичными возводятся дома из керамзитобетонных конструкций.
Изогнувшись подковой, повторяя контуры опушки леса, раскинулась деревенька Сельская Новь, что на 36-м километре от Москвы по Минскому шоссе. Дома в ней все из сборных деревянных конструкций. Один краше другого, на любой вкус. Нравится открытая веранда — пожалуйста. Мечтали о домике с резными украшениями и ставнями на окнах — получайте! Хотите иметь более строгий дом — есть и такой. Об этом позаботились проектировщики и строители. А вот о том, чтобы деревня превратилась в цветущий сад, позаботились сами жители. И теперь, кажется, не уйти с этих милых деревенских улиц, до того они хороши.
И так по всей стране: строят, строят, строят. Поселки центральных усадеб совхозов «Борец» и «Вороново» Московской области, совхозов «Ильиногорский» и «Запрудный» Горьковской области, колхоза «Серп и молот» Татарской АССР и другие получили в разное время дипломы ВДНХ СССР и высокую оценку жителей. При их застройке учтены природные условия, поселки отвечают эстетическим требованиям и удобны для жизни. К домам подведен газ, имеются водопровод и канализация. При каждом доме есть огород и надворные постройки, которые можно использовать для содержания скота, птицы или устроить там гараж, слесарную или столярную мастерскую. Под каждым домом вырыт погреб.
Прежде чем появились такие красивые современные поселки, нашим архитекторам, строителям, экономистам, социологам пришлось много потрудиться. Проектируя новые дома и поселки, они прислушивались к мнениям тех, кто будет в них жить. После многочисленных обследований и опросов сельских жителей стало ясно: сельские труженики не хотят, чтобы деревня превращалась в маленький город. Они за сохранение сельской самобытности, но с учетом достижений науки и техники.
Работники сельского хозяйства предпочитают индивидуальные дома усадебного типа, одноэтажные или с квартирами, расположенными в двух уровнях. Их не устраивают многоэтажные городские дома, где в квартирах после полевых работ негде раздеться и высушить одежду, негде просушить картошку, огород за тридевять земель и сарай на отлете — не находишься с полными ведрами корма к скотине.
Дома усадебного типа, как считают сельские жители, должны быть просторными, с одной или двумя спальнями, с большой общей комнатой, кухней, верандой, помещением для хранения рабочей одежды. Труженики села хотят держать поросенка и птицу, они не могут обходиться без садика и огорода и, конечно, никто не откажется от всех городских удобств: центрального отопления, водоснабжения и газификации.
Учитывая пожелания и заглядывая в будущее, решено в сельских поселках строить в основном дома усадебного типа на одну — две семьи. В Продовольственной программе СССР на период до 1990 г. так и записано: «Расширить индивидуальное строительство жилых домов в колхозах и совхозах». Это не значит, что теперь полностью откажутся от многоэтажных зданий на селе. Для определенной категории жителей, при определенных условиях они могут быть целесообразнее коттеджей. Здесь нужен творческий подход, чтобы найти «золотую середину» с учетом географических, этнографических, климатических условий, характера деятельности людей и их привычек.
В деревне сегодня возводят школы и детские сады, клубы, поликлиники, аптеки, магазины, стадионы, разбивают скверы и роют пруды. Характерной особенностью современного сельского пейзажа являются производственные мастерские, водонапорные и силосные башни, трубы котельных, зернохранилища, животноводческие фермы.
Однако новых поселков еще не много. Основная часть сельского населения живет в своих родных старинных деревеньках, в том числе и в так называемых неперспективных «малодворках». Несколько лет назад происходило интенсивное укрупнение сел, поскольку это создает благоприятные условия для труда, быта и отдыха тружеников села. Но люди не всегда соглашаются покинуть насиженные, полюбившиеся им места. Ведь с ними связано так много. В каждой избе жило не одно поколение крестьян-земледельцев, кормильцев страны. Здесь корни крестьянина. Из этих изб уходили сыны на защиту Отечества и не все вернулись домой.
Сегодня много деревень уже исчезло с лица земли. Избы разобрали, жителей перевезли в перспективные деревни, а на месте старых распахали поля. Но не везде это можно сделать, и тогда стоят две-три полуразвалившиеся избы как напоминание о прошлом. В заброшенном жилище, лишенном теперь хозяев и смысла существования, унылый запах запустения.
В последние годы все больше руководителей совхозов и колхозов отказываются от сселения малых деревень, а, напротив, начинают заботиться о них: ремонтировать и благоустраивать жилье, строить дороги, налаживать транспортные связи с центральными поселками. Затраты на благоустройство «неперспективных» деревень окупаются тем что по-хозяйски используется каждый, даже самый удаленный от центральной усадьбы клочок земли. И, что не менее важно, сохранением деревни воспитывается уважение к земле своих предков, к своему прошлому.
Издревле повелось: люди выбирали для поселения место поближе к воде и лесу, чтобы оно было открыто для ветра свободно от гнуса, чтобы было удобным земледелие, возможны рыбная ловля, охота. Деревни так органично вписывались в окружающую природу, что казались естественным ее порождением. Они как бы растворялись в природе или вырастали из нее. Можно поучиться у наших дедов и прадедов умению выбрать место для каждого отдельного строения и так связать его с природным окружением, что уже нельзя представить эту местность без той или иной церквушки, ветряка, избы. Причем к земле всегда относились очень бережно. Часто для деревни выбиралось место, неудобное для сельскохозяйственных работ. Но всегда дома располагали так, чтобы они хорошо проветривались и были сухими.
Зодчие умели выигрышно использовать берег реки, пруда, вершину холма, перекресток дорог и так поставить здание, что оно смотрелось со всех сторон. При этом никогда не нарушалась сомасштабность строения с окружающей природой.
При переустройстве сел очень важно сохранить эту особенность, сохранить нетронутой красоту природы, не растерять местный колорит округи и сберечь то ценное, что накапливалось народным зодчеством веками.
Мастера строительных дел завещали нам возводить здания по законам красоты. Прежде чем начинать строить новое, говорили они, надо хорошо изучить старое. Строение не должно заслонять света и красивого вида соседям, оно не должно мешать природе. Об этом, между прочим, было сказано в своде законов Древней Руси еще 700 лет назад.
Изменение жизненных условий и социально-бытовых требований, возросший культурный уровень сельского населения, новая строительная техника и современные строительные материалы сказываются на архитектуре сельских поселков. Очень непросто бывает вписать в сложившийся ансамбль деревни новые постройки, чтобы обеспечить гармоничную взаимосвязь старого и нового. Древние зодчие отлично справлялись с этой задачей. Любая деревня, село застраивались постепенно, не одно десятилетие, и при новом строительстве мастер всегда прикидывал, как будет выглядеть его творение, будь то церковь, изба или овин, в общем ансамбле. Он умел соотнести свой замысел с тем, что уже было сделано до него, и при этом оставлял широкие возможности для тех, кто придет после.
Особого отношения требуют к себе памятники народного зодчества. При интенсивной застройке села, они могут оказаться в непривычном для них окружении, что часто равносильно их гибели. Требуется большой художественный вкус и такт, чтобы органично включить их в композицию нового ансамбля, сделать на них акцент, привлечь внимание, ибо они будят нашу память, воспитывают уважение к делам наших предков, а также учат нас понимать и ценить прекрасное, помогают осваивать строительное дело. Очень важно знать свою историю, хранить память о прошлом, ведь без памяти нет человека. Не случайно в древности у некоторых народов самым страшным наказанием считалось лишение человека памяти.
Обращение к старинному народному зодчеству открывает замечательные возможности на пути преобразования села. Использовать в современном строительстве все лучшее из народной архитектуры это не значит, что мы должны сегодня строить такие же избы, какие строили наши прадеды. Важно сохранить своеобразие и красоту деревенского дома. Сохранить не только внешние декоративные приемы, а конструктивные и планировочные принципы, сохранить все то , что составляет душу здания. Игорь Грабарь советовал брать из старого не то, что отошло в прошлое, а то, что принадлежит будущему. В современном строительстве, как нигде, пригодится накопленный за века «запас красоты", завещанный нам деревянных дел мастерами старой Руси.
|
|