|
Четыре поселения для царевича Серкиза
В Подмосковье имеются три населенных пункта с одноименными названиями Черкизово, а в Москве название Черкизово носит известный всем рынок и улица Большая Черкизовская, напоминающая о поселении, существовавшем здесь ранее. В летописных книгах первые упоминания об этих поселениях появляются в XV в., однако даты их основания, вероятно, относятся к более раннему периоду. Названия и известность они получили от имени Астраханского царевича Золотой Орды Серкиза.
Как же это произошло?
В начале XIV в. стоящий во главе Золотой Орды хан Узбек насильственно обращает всю Орду в мусульманскую веру и истребляет всех противников принятия ислама. В то время к его противникам относились в основном царевичи-чингизиды, представляющие монгольскую верхушку Золотой Орды, которые придерживались своей буддийской веры. Узбеком было истреблено более ста царевичей-чингизидов. После смерти Узбека в 1341 г. началось разложение Золотой Орды - это был период «великой замятны». С 50-х гг. XIV в. за 20 лет в Орде на престоле сменилось более 20 ханов. Возникающая при этом вражда между знатными ханами Орды привела к тому, что часть ханов видела свое спасение в переходе на службу к русским князьям. Так, еще в первой половине XIV в. татарский князь Кутлубуга переселился в Москву, принял православную веру, став Георгием, женился на русской девице. Его сын Михаил получил прозвище "болт", а его наследники стали Уже Болтиными. Болтино находится на правом берегу верхнего течения реки Клязьмы.
На Руси вторая половина XIV в. была насыщена событиями, связанными с правлением великого князя Дмитрия Ивановича (Донского). После смерти отца, Ивана Ивановича Красного (Ивана II), получает наследование трона и титул Великого князя Владимирского и Московского его 9-летний сын Дмитрий. Ребенок-наследник на Руси еще ни разу не получал великокняжеский стол и ярлык на сбор дани по всей Руси. И вот в 1362 г. 12-летний Дмитрий благодаря удачной политике своего опекуна митрополита Алексия (митрополит Алексий был не только «своим» человеком в Орде, но и признанным лидером московского боярства, отстаивающим интересы московской великокняжеской династии) получил ярлык на великое княжение. Борьба за ярлык между князьями Руси была ожесточенной. Ярлык на княжение переходил из рук в руки. Молодой Дмитрий при поддержке Московских князей не стал повиноваться Орде, заявив: «К ярлыку не поеду, а в землю на княжение на великое не пущаю» (таким образом, он отказывался пустить на великое княжение ставленников Орды). Однако в 1371 г. Дмитрий все-таки отправился в Орду и вновь получил ярлык на великое княжение.
В начале 70-х гг. XIV в. междоусобицы в Орде приостановились. Темник (высший военачальник) Мамай, захватив власть в Орде, стал ее фактическим правителем. Он возвышал и свергал ханов-царевичей в Орде по своему усмотрению. И, видимо, в это время между Мамаем и Ордынским царевичем Серкизом началась кровная вражда.
Посещение Великими князьями Орды не осталось без внимания царевича Серкиза. Понимание, что происходит усиление Московского княжества сплотившимися вокруг Москвы русскими князьями, способными противостоять Орде, да и события, происходившие в те времена в Золотой Орде, а также личные отношения, сложившиеся с Мамаем, повлияли на решение царевича Серкиза перейти на службу к Великому князю Владимирскому и Московскому Дмитрию Ивановичу.
Царевич Серкиз был очень богат. Он пришел на Русь с многочисленной конной ратью, пригнал табуны коней и отары овец. Митрополит Алексий с большой пышностью окрестил богатого царевича, назвав его Иваном. Пришедший с Серкизом сын также принял христианскую веру, и его назвали Андреем. Серкиз понимал обиходную русскую речь. Ручательством же верности царевича Серкиза великому русскому князю Дмитрию и явилась смертельная родовая ссора Серкиза с Мамаем.
Приход Серкиза со своими воинами был очень кстати. В это время, т.е. в середине 70-х гг. XIV в., великий князь Дмитрий вел войну с Тверским князем Михаилом Александровичем. С севера Московскому княжеству угрожал литовский князь Ягайло, а с юго-востока — рязанский князь Олег Иванович.
Великий князь Дмитрий, приняв Серкиза, наделил его волостями и угодьями в Московском княжестве. С этого времени существовавшие ранее поселения, получив нового хозяина Астраханского царевича Орды Серкиза (Черкиза), стали называться Черкизовыми.
Рассматривая географическое положение населенных пунктов переданных великим князем Дмитрием царевичу Серкизу (Ивану), можно предположить, что все они были переданы ему с его воинами для охраны рубежей Московского княжества. С Востока — по рекам Оке и Москве. С Севера — по реке Клязьме. Изучая карты, можно заметить, что все переданные Серкизу поселения располагались в местах, около которых проходили основные пути сообщения Московского княжества с соседними Тверским, Ярославским, Новгородским, Ростовским, Суздальским, Владимирским и Рязанским княжествами.
Одно из селений, переданных Серкизу, находилось в районе города Коломны, на берегу Москвы-реки, в непосредственной близости от впадения её в Оку, предназначалось, видимо, для того, чтобы сделать невозможным проникновение вражеских сил по реке Оке и Москве-реке в Московское княжество. К тому же лесостепная местность располагала к размещению и выпасу здесь табунов лошадей и отар овец, находящихся в то время в собственности Серкиза. Здесь также было сосредоточено основное войско, пришедшее с Серкизом и принявшее участие впоследствии в Куликовской битве. Другое селение, названное впоследствии Черкизовым, было расположено в самом верховье реки Клязьмы, рядом с волоком между Клязьмой и речкой Сходня, впадающей в Москву-реку (район Ново-Подрезково г. Москвы), а также основной дорогой, идущей в Тверское княжество. Такое расположение обеспечивало возможность Великому князю Дмитрию, использовать воинов Серкиза в военных действиях с враждебными Московскому княжеству вооруженными отрядами Тверского княжества, стремящихся подчинить себе Московские земли. Третье поселение, отданное Серкизу, около города Москвы на реке Сосенке, притоке Яузы, давало возможность контролировать Стромынскую дорогу. Эта дорога была основным сухопутным путем, связующим города Москвы с городом Владимиром (Владимирским княжеством).
И четвертое поселение, получившее название Черкизово, имело немаловажное значение для охраны северных рубежей Московского княжества. Оно, находясь в непосредственной близости от Старой Переяславской дороги, пересекающей в этой местности реку Клязьму, между Каргашином и поселением (теперешним Черкизово), давало возможность великому князю Дмитрию блокировать движение неприятельских отрядов в сторону Москвы с Севера.
Таким образом, во владение Ивану Серкизову и его наследникам великий князь Дмитрий передал четыре вотчины в разных уездах Московского княжества, имея при этом определенные намерения.
Первые поколения Серкизовых были очень богатыми людьми и владели своими вотчинами, которые находились в Московском, Дмитровском, Переяславском и Коломенском уездах. Но, очевидно, они плохо приспособились к непривычным для себя условиям жизни и хозяйствования и довольно быстро растеряли большую часть своих первоначальных владений.
Сын Серкиза, Андрей Иванович Серкизов был принят на службу к великому князю Дмитрию. Став воеводой Коломенского (или Переяславского) полка он принял со своими воинами участие в Куликовском сражении, в сентябре 1380 г., командовал полком и был убит в этом сражении. У Андрея Ивановича остался сын Федор, к которому перешли в наследство вотчины его деда, Ивана Серкизова, получившие названия - Черкизово.
Судьба села Черкизова возле Москвы, на реке Сосенке, притоке Яузы, входящего тогда в Московский уезд, а теперь уже и в черту города Москвы, такова. Серкиз недолго владел этим селом и продал его своему соотечественнику Илье Озакову.
Крещеные татары Илья и Сергей Озаковы были слугами митрополита Алексия и занимали при его дворе видное место. Илья Озаков владел Черкизовым тоже недолго. Он продал его митрополиту Алексию, который основал в Московском Кремле Чудов монастырь и по духовному завещанию 1378 г. обеспечил его землями, в числе которых было и Черкизово на реке Сосенке, оно было во владении монастыря почти 400 лет до секуляризации монастырских имуществ в XVIII в.
Владение Черкизовых, находящееся под Коломной, расположено на правом высоком берегу Москвы реки в 4 км выше устья реки Северки, входило в Коломенский уезд. Первоначально оно принадлежало внуку Ивана Серкизова - Федору, получившему прозвище Старко. От него пошли боярские фамилии Старковых, угасшие в конце XVI в.
Федор Андреевич Старко был очень богатым и многовотчинным человеком, принадлежавшим к верхам Московского боярства. Через свою дочь Ирину он породнился с Алексеем Игнатьевичем Жеребцовым, который был в довольно близком знакомстве с великой княгиней, женой великого князя Василия Васильевича.
Федор Андреевич Старко и Алексей Игнатьевич Жеребцов были записаны в государственный синодик Успенского собора. Федор Андреевич Старко перед смертью постригся и умер незадолго до 1446 г.
От Федора Андреевича Старко владение Серкизовых под Коломной перешло к его сыну боярину Ивану Федоровичу Старкову, который по непонятным обстоятельствам стал «коромолить» против великого князя Василия Васильевича и участвовать с мятежными князьями в ослеплении великого князя. 16 февраля 1446 г. великий князь Василий Васильевич (Василий II) был ослеплен.
После поражения мятежников Иван Федорович Старков за крамолу подвергся опале и лишился своих вотчин. В связи с этим его мать Анастасия и сестра Ирина, имевшие в пожизненном владении свои имения в Коломенском уезде, должны были «продать» свои земли великому князю, поэтому позже земли эти находились в дворцовом ведомстве.
В XIV в. село принадлежало Дмитрию Донскому. В конце XVII в. оно перешло к роду князей Черкасских, крупнейших помещиков России.
О Черкизове Горестова стана, расположенного на северо-западе в 20 км от Москвы, которое входило в Дмитровский уезд, известно, что в XV- XVI вв. оно находилось в дворцовом ведомстве. В конце XVI в. Черкизово стало принадлежать царице Леониде, вдове царевича Ивана Ивановича, а затем вновь перешло в дворцовое ведомство. В 1689 г. село было пожаловано царскому шурину - Льву Кирилловичу Нарышкину.
Род Серкиза, Ивана Серкизова, продолжил единственный правнук - Иван Федорович Старков. Но он, участвуя в бурных событиях междукняжеской замятии, скомпрометировал навсегда свой род, лишился своих вотчин и выбыл из боярской среды.
У Ивана Федоровича Старкова было два сына: Александр и Алексей. Александр Иванович Старков служил в уделе князю Юрию Васильевичу и был у него дворецким. Алексей Иванович Старков служил великому князю и в 1475 г. был послан в Крым.
У Александра Ивановича было два сына: Иван и Никон, которые умерли без мужского потомства.
У Алексея Ивановича тоже было два сына: бездетный Иван и Василий.
В Новгородском походе 1495 г., предпринятом великим князем Иваном III, среди молодых отпрысков знатных родов, принявших участие в походе, упоминаются Иван и Василий Алексеевы Старковы. Больше о службе лиц этого поколения ничего не известно.
Единственный сын Василия Алексеевича Федор в 1550 г. был городничим в городе Смоленске. В 1551 г. Федор Алексеевич Старков был писцом дворовых сел в Московском уезде.
Сыновья Федора Васильевича Иван Бородавица и бездетный Михаил служили в Переяславле, где им удалось сохранить часть родовых вотчин.
Последним представителем рода царевича Серкиза - Старковых был Яков Иванович Бородавицын. В 1577 г. он был московским дворянином. В 1599 г. — городовым воеводой в Торе. Его дочь Марья умерла в детстве. Родословная царевича Серкиза на Руси была закончена, остались лишь названные его именем поселения, которые предоставил ему в свое время великий князь Дмитрий Иванович Донской.
Б.И. Васнёв
член Союза краеведов России |
|