Резной дом

На главную  
 
 
 
 
 
 
 
 

Сельские посиделки

В прежние времена, как и ныне, люди не только трудились, но и отдыхали. Возможность отдохнуть давали различные праздники, в основном церковные. Главные праздники отмечали в осенне-зимний период, когда было меньше сельской работы. В это же время проводились основные ярмарки и свадьбы. Такие праздники отмечали по несколько дней и даже недель. Среди них были Рождество, Масленица и Пасха. В летний период отмечали Троицу, Петров день и Спас, но эти праздники были намного скромнее. Сельский уклад жизни позволял устраивать народные праздники преимущественно на открытом воздухе, тем более, что больших залов, вмещающих много людей, в те времена не было, кроме церквей, но здесь мирские мероприятия не проводились. И, тем не менее, многие праздники отмечали в избах, а на большие праздники отправлялись целыми семьями в соседние селения, иногда на несколько дней, навестить свою родню. Дома оставались только старики и малые дети присматривать за хозяйством. В гости обычно ездили на престольные праздники, это праздники в честь каких-либо Святых, почитаемых в этой местности, или связанные с приходской церковью. Так, например, жители Тарасовки были прихожанами Никольской церкви в селе Пушкино, и их престольным праздником был зимний Никола, отмечаемый 19 декабря по новому стилю. В этот день на праздник к ним приезжали их родственники из ближайших селений Черкизово, Звягино, Листвян и даже из Левково. Престольным праздником в Черкизово и Звягино был Покров, отмечаемый 14 октября по новому стилю. В этот день жители этих сёл принимали гостей у себя. В обычной сельской избе, состоящей из одной комнаты размерами до 36 квадратных метров, набивалось до сорока человек. Дети забирались на русскую печку, занимающую чуть ли не четверть площади избы, а взрослые рассаживались на лавках вдоль стен. Угощенье было простое, но сытное. Готовили холодец, жирные щи из баранины или свинины, на второе обычно была тушёная картошка с мясом. Эти продукты, как правило, были из собственного хозяйства, но к празднику покупались и другие продукты. Как уже упоминалось выше, многие жители Тарасовки имели неплохие доходы, работая на фабриках, сдавая дачи и занимаясь извозом. Это позволяло им покупать к празднику незамысловатые закуски и угощенья. Обычно это были огурцы, селёдка, а для детей баранки, конфеты леденцы и пряники. Посуды было мало, и гости ели из общих мисок, пользуясь только ложками. Часто пекли пироги с грибами и лесными ягодами. В тех семьях, где был самовар, пили чай, а чаще готовили компот или квас. Дети в застолье не участвовали, а только наблюдали за происходящим с печи или через окно с улицы.
После застолья и разговоров начинали петь песни и водить хороводы. Многие жители имели хорошие голоса и пели в церковном хоре. Репертуар был небольшим, и все хорошо знали слова песен, это были в основном народные песни «Бродяга», «Коробейники», «Стенька Разин» и т.п. Если в доме была гармонь, то пели частушки и плясали «Барыню».
С приходом Советской власти несколько изменился характер проведения досуга, особенно среди молодёжи. Новая власть стремилась всеми силами отвлечь молодёжь от прежних привычек и обычаев, пыталась создавать свои. В конце 20-х годов в Тарасовке в бывшей чайной Лясникова был устроен сельский клуб. Молодёжь охотно стала посещать его и проводила там свой досуг. По советским праздникам здесь устраивали концерты, показывали редкие тогда ещё кинофильмы, сначала немые, а потом и звуковые. В остальное время молодёжь собиралась здесь для общения и для занятия в различных кружках. Очень популярными были музыкальные и драматические кружки. Стали устраивать концерты и ставить спектакли своими силами.
Однажды мой земляк Анатолий Варёнов, зная, что я интересуюсь историей Тарасовки, показал мне газету «Правда» за 1939 год, в которой был помещен снимок с участниками колхозного драмкружка. В пояснении к фотографии говорилось, что артисты Московского Художественного театра являются шефами Тарасовского драмкружка, поставившего пьесу «Платон Кречет». На снимке были изображены народная артистка СССР О.Л. Книппер-Чехова и народный артист СССР Л.М. Леонидов с группой участников спектакля из Тарасовки.
Газетный снимок заинтересовал меня, и я решил попытаться отыскать участников спектакля .
На фотографии, помещенной в газете «Правда», были представлены пять участников спектакля. Одним из них был Николай Борисович Варёнов, его сын Анатолий и показал мне газету. Николай Борисович работал в Тарасовском колхозе электромонтёром, принимал активное участие в работе драмкружка. В первые дни войны он ушёл на фронт и погиб в бою в июле 1941 года.
Так же я узнал, что на фотографии изображен ГЛ. Зайцев, исполнявший в пьесе роль Платона Кречета. Что бы узнать дальнейшие подробности, я обратился к дочери Георгия Зайцева - Наталье Георгиевне, которая проживает в Тарасовке. Она рассказала мне, что её отец также работал в колхозе, участвовал в драмкружке, был страстным фотографом и вообще увлечённым человеком, интересующимся всякими новинками. В начале войны он также был призван в армию, но по состоянию здоровья вскоре был демобилизован. Она показала мне фотографии из семейного архива, сделанные отцом. На одной из них изображены все участники спектакля «Платон Кречет». Среди них М.А. Рузина, В.С. Емельянова и ряд других, имена которых ещё следует установить. Время безжалостно, и к великому сожалению уже практически никого не осталось в живых.
Но всё же мне удалось отыскать исполнительницу одной из ведущих ролей в спектакле инженера Лиды - Марию Михайловну Стрелову. Она проживает в Тарасовке, и я побывал у неё дома. Она внучка последнего Тарасовского старосты и дочка Михаила Ивановича Стрелова, о которых шла речь во второй главе книги. Мария Михайловна рано осталась без отца. После окончания Тарасовской школы поступила в техникум и участвовала в клубной самодеятельности. Перед самой войной Мария Михайловна вышла замуж за военного и поехала в Севастополь к месту его службы. Война разрушила начавшуюся семейную жизнь. Муж погиб в самом начале войны, а ей самой пришлось долго скитаться по военным дорогам, отступая вместе с нашими войсками вглубь страны.
Мария Михайловна рассказала мне, что руководителем драмкружка была молодая женщина, фамилию которой она, к сожалению, забыла. Она работала в Москве в театре МХАТ и помогала драмкружковцам в подборе репертуара, в получении реквизита и других вопросах. Драмкружок разъезжал с выступлениями по всему Мытищинскому району и однажды выступал даже в Москве в одном из клубов. Кружковцы участвовали в смотре художественной самодеятельности в клубе Мытищинского вагоностроительного завода (ныне ММЗ), где их вместе с артистами МХАТа и сфотографировал корреспондент газеты «Правда».
Драмкружок успешно продолжал работать и в послевоенные годы вплоть до середины 60-х годов. Состав участников постоянно обновлялся, одни приходили, другие, по различным причинам, переставали принимать участие в работе кружка. У Марии Михайловны сохранились фотографии постановки спектакля «Воспитанница». На этих фотографиях 60-х годов можно видеть активных участников драмкружка - Л.М. Лихонину, В.В. Киселёва и А. Афанасьева и М.М. Фирсову (Стрелову), исполняющих ведущие роли.
В 60-е годы в сельском клубе, наряду с показом кинофильмов и драматических постановок, работали различные кружки.
В них занимались как взрослые, так и молодёжь и школьники. В эти годы при клубе был организован детский духовой оркестр, которым руководил Александр Семёнович Евсеев. Он был воспитанником Болшевской трудовой коммуны, служил в военном оркестре погранвойск и, выйдя на пенсию, решил посвятить себя воспитанию и
обучению сельской молодёжи, хотя сам проживал в Москве. Безусловно, он обладал педагогическим даром и хорошими организаторскими способностями, в результате чего из достаточно разношёрстной и озорной ватаги ребят за короткий срок сумел создать сельский духовой оркестр. Обучение в коллективе шло довольно успешно. Ребята быстро осваивали нотную грамоту, овладевали игрой на различных духовых инструментах. Среди первых участников оркестра были Володя Толят, Костя Нечай, Володя Репин, Бульёнов и другие.
Как вспоминает Владимир Толят, ему сначала пришлось играть на баритоне. Притащив этот довольно громоздкий инструмент домой, он с упорством начал учится играть на нём, нарушая домашнюю тишину и покой.
Вскоре оркестр уже принимал участие в районном концерте самодеятельных коллективов в Пушкино. До сих пор Владимир помнит, что одним из первых произведений, исполняемых их оркестром, был «Полонез» Огинского. Со временем он освоил игру и на трубе и других музыкальных инструментах. Местный совхоз приглашал ребят выступать на различных торжественных мероприятиях в свои бригады, а в клубе на праздники устраивали концерты оркестра.
Своё увлечение музыкой Владимир сохранил на всю жизнь. После окончания Тарасовской восьмилетки, он поступил в Московский электротехнический техникум. Потом была служба в армии, но с музы кой он уже не расставался никогда. Она была его любимым увлечением и помогала ему в различных жизненных ситуациях. Вернувшись после службы в армии домой, Владимир не забыл заглянуть и в Тарасовский клуб. Это был уже 1972 год, в моде были другие оркестры и ритмы. К этому времени при клубе организовался вокально-инструментальный ансамбль «Аргон», в состав которого входили электроорган, электрогитары и ударник. В числе его участников были два брата Тузановичи - Толя и Виктор, а также старший брат Владимира - Святослав. Владимир также смог влиться в этот коллектив, освоив сначала гитару, а затем и включив в него и трубу. При этом Владимир был не просто участником ансамбля, но и его старостой, ответственным за его материальную оснащённость. К этому времени заведующей сельским клубом была Татьяна Григорьевна Серикова, впоследствии долгие годы проработавшая сначала заместителем, а затем, и председателем Тарасовского сельского совета. По её ходатайству и при финансовой поддержке совхоза, были приобретены новые инструменты и аппаратура, и вскоре в клубе стали устраивать танцы в сопровождении своего ансамбля. Репертуар выбирали, исходя из своих собственных пристрастий и учитывая вкусы публики. Исполняли песни таких популярных в то время зарубежных ансамблей, как «Битлз», «Кристи», «Криденс». Ноты и слова большинства песен достать было невозможно, поэтому музыку просто подбирали по слуху, а тексты иногда сочиняли сами. Ансамбль просуществовал до начала 80-х годов. Но и сейчас, Владимир не забыл своё увлечение музыкой и иногда играет в духовом оркестре при районном доме культуры города Пушкино.
Грустно осознавать, что мы уже не можем сходить в тарасовский клуб. Вот уже несколько лет, как здание клуба закрыто и сдано в аренду каким-то предпринимателям, которые до сих пор так ничего и не «предприняли».

Предыдущая<<< Оглавление >>>Следующая

 
Rambler's Top100