Резной дом

На главную  
 
 
 
 
 
 
 
 

Раритеты Мамонтовки

Еще в середине прошлого столетия на северо-востоке Подмосковья были непроходимые лесные массивы, преимущественно еловые и сосновые. Начинались они от самой Москвы и уходили далеко на север и восток.
Ярославский меридиан пересекает юго-восточный склон Клинско-Дмитровской мореной гряды, чем объясняется окружающий холмистый рельеф. В летнюю пору среди зелени голубеют воды протекающих здесь рек — Клязьмы, Вори, Учи.
Заселение мест, расположенных по правому берегу реки Уча, начиналось в глубокой древности. Свидетельство тому — сохранившиеся здесь курганы-могильники XI—XII вв. славянского племени кривичей. В начале нашего века при раскопках одного из курганов найдены бусы, брошь, кольцо и женская черная коса.
В монастырских книгах Новоспасского монастыря было отмечено первоначальное название этих мест «Лесвени», что означало на древнерусском языке «лес кругом» или «лес венком». По-разному называется селение в купчих и жалованных грамотах, в писцовых книгах: «Листомен», «Листвень», «Лиственки». Крестьяне этой маленькой деревушки приписаны к Троице-Сергиевой лавре. Вели натуральное хозяйство. Основным их занятием было оброчное земледелие.
В списке населенных мест Московской губернии 1859 г. деревня упоминается уже под названием «Листвяны», а в ней — 30 дворов, население 195 человек (мужчин 92 и женщин 103).
Единственной достопримечательностью Листвян была деревянная однокупольная, покрытая дранкой часовенка, стоявшая в центре деревни.
Высочайшим повелением императора Александра II 29 мая 1859 г. был утвержден устав, в котором говорилось: «Для устройства сообщения от Москвы на Ярославль посредством паровой железной дороги через Троице-Сергиевский Посад, учреждается общество под названием «Общество Московско-Ярославской железной дороги». После всесторонних расчетов, в 1859 г началось строительство Троице-Сергиевской железной дороги.
И уже через два года в одном километре от деревушки Листвяны протянулась железная дорога Москва — Сергиев Посад, построенная Северным акционерным обществом железных дорог, принадлежавшим И.Ф. Мамонтову, а в последствии его сыну — знаменитому в отечественной истории Савве Ивановичу Мамонтову.
В числе учредителей были дворяне — братья Шиловы и Н.Рюмин, а также барон Андрей Иванович Дельвиг, инженер путей сообщения и двоюродный брат лицейского друга А.С. Пушкина поэта Антона Дельвига.
В августе 1862 г. дорога протяженностью 65,7 версты влилась в сеть российских железных дорог.
Место пересечения дороги с рекой Учей облюбовали семейства двоюродных братьев Саввы Ивановича — Мамонтовых Михаила Николаевича (с супругой Елизаветой Ивановной) и Александра Николаевича (с женой Татьяной Алексеевной). В начале 60-х гг. здесь строится платформа, по сей день носящая название «Мамонтовская». Рядом с ней возникает дачный поселок.
А в середине 60-х гг. XIX в. вблизи платформы Мамонтовская по обе стороны железной дороги появились красивые дачи в старорусском стиле — настоящие деревянные дворцы с изящными резными украшениями. Одна из них, принадлежавшая А.М. Горбову, в августе 1995 г. сгорела от небрежения. Другая же, мамонтовская, по сей день радует глаз местных жителей и приезжающих.
Предположительно можно сказать, что составление проекта дачи А.Н. Мамонтова и осуществление авторского надзора над строительством осуществлял известный московский зодчий А.С. Каминский.
В статье М.В. Нащокиной «Гости съезжались на дачу... » читаем «Ипостасью усадьбы во второй половине XIX в. стала «дача». Именно ей суждено было восполнить утраченную связь горожанина с природой, вновь приблизить его к простым и вечным событиям ее мира. И в мировоззренческом, и в социальном плане понятие «дача» заняла в культуре России давно обжитое место.
«Дача» — древнее русское слово, связанное с глаголом «давать» («дата»). Однако еще в XVI в. это слово употреблялось и в значении — дар, подарок, пожалование, в XVII в. слово «дача» встречается в значении земельного и лесного участка, полученного от государства, т.е. также «даровых». Во второй половине XVIII столетия появляется новое употребление слова «дача» — для обозначения загородного дома, небольшой усадьбы, расположенной недалеко от города.
Больше всего дачных местностей было основано: по Николаевской (Октябрьской) железной дороге - Останкино, Ховрино, Химки, Сходня, Крюково; по Северной (Ярославской) железной дороге - Лосиноостровская, Джамгаровка, Перловка, Тайнинка, Тарасовка, Клязьма, Мамонтовка, Пушкино; по Рязанской (Казанской) и Брестской (Белорусской) железным дорогам. Сравнительно меньше дачных местностей по Павелецкой и Савеловской железным дорогам».
Дачи А.Н. Мамонтова и М.А. Горбова в Мамонтовке построены на рубеже столетий, когда зодчие в поисках национальных форм в архитектуре пытались использовать в своих сооружениях мотивы древнерусского и народного искусства, творчески переработав их. Наряду с профессиональными зодчими, каковым был уже упоминавшийся автор дач в Мамонтовке архитектор А.С. Каминский, в архитектурную деятельность включились и художники: В.М. Васнецов, СИ. Вашков, СВ. Малютин и др.
Здания состояли из разновеликих объемов с ломанными сложными кровлями наподобие теремов и украшались деталями, выполненными по мотивам древнерусских каменных и деревянных памятников. Деревянная резьба, которой украшена мамонтовская дача, в своей основе тяготеет к народной вышивке, значительно стилизованной, насыщенной и обогащенной витиеватыми орнаментами. При внимательном рассмотрении резьбы восточного фасада, среди сложных орнаментов можно заметить вензели-инициалы хозяина дома (они достаточно часто вышивались на рушниках). При отделке интерьера дач А.С. Каминский использовал нетрадиционные художественные приемы. Изнутри бревна были залевкашены (покрыты шпаклевкой, как это делалось при подготовке иконных досок) и расписаны по коричневому фону под структуру оструганных и отшлифованных бревен.
Раскраска фасадов дач в два цвета способствует большей выразительности и живописности здания, подчеркивает декоративную роль резного декора.
Первоначальный объем здания относится к 50-м гг. XIX в. Впоследствии дача принадлежала А.И. Мамонтову. Деревянное здание с диаметром бревен 22— 25 см, на кирпичном фундаменте, имеет усложненную планировку за счет многочисленных пристроек, сделанных в конце XIX в., а также в 20—70-е гг. XX в.
Дача представляет собой ярчайший пример направления в архитектуре второй половины XIX в., называемого неорусским стилем, где широко использовались мотивы народного творчества.
Основной и первоначальный объем — прямоугольное в плане здание по первому этажу с ризалитом* на западном фасаде. Второй этаж: здания — мезонины. Парадные помещения выходят на север и восток, между ними находится стеклянная веранда.
В конце XIX в. с западной стороны к зданию пристроен сильно вытянутый двухэтажный, прямоугольный в плане объем, оканчивающийся торцовой, прямоугольной в плане двухэтажной пристройкой. С юга к этому объему в 70-х гг. XX в. пристроен гостиничный двухэтажный корпус. Южная сторона основного строения также имеет пристройку прямоугольного в плане одноэтажного здания, где расположен клуб.
Пристройки образуют внутренний дворик. По периметру стен дворика проходит крытая галерея с небольшими балконами.
Основной объем по трем фасадам имеет фронтоны над мезонинами, балконами и входами в здание. Все они богато орнаментированы ажурной резьбой, которая в значительной степени сохранилась и находится в удовлетворительном состоянии.
Частично утрачена планировка, исчезла первоначальная отделка интерьера, кроме помещений гостиной и бильярдной. В гостиной сохранился изразцовый камин. Также уцелели бронзовые осветительные приборы и несколько картин кисти И.К. Айвазовского (предположительно).
На даче бывали известные артисты, художники и писатели конца XIX — начала XX вв.: Ф.И. Шаляпин, В.М. Васнецов и многие другие.
Размеры гостиной не стесняют воображения, но и не путают пустотой, ощущение которой снимается бесчисленными тенями от особым образом устроенного освещения. Многие секреты освещения интерьеров умерли вместе с мастерами, их придумавшими. В золотой мамонтовской гриднице вся эта световая поволока плетется, видимо, из перекрещивающихся в центре шатрового перекрытия световых лучей; затем эта искусством создания световая звезда перераспределяется по мелким зеркальцам потолочных оконец.
Вообще принцип поволоки — приглушенного естества просматривается в художественной отделке стен, потолка и камина.
После революции 1917 г. на даче Мамонтовых жил некто Калмыков — управляющий какого-то крупного государственного предприятия. В этот период здание дачи было выкрашено в белый цвет и казалось очень длинным. Внутри помещения дачи было около сорока комнат, каждая из которых оформлена особыми, редкими породами деревьев.
На территории усадьбы, помимо основного здания и множества различных флигелей, располагались «детский театр» и «вдовий дом». Дача возвышалась над железнодорожной станцией, и с платформы были хорошо видны цветы и кустарники в саду.
Во время Великой Отечественной войны дача Мамонтовых, как и дача Демьяна Бедного, были предоставлены для расположения в них военных госпиталей.
В 50-х гг. на даче велись серьезные реставрационные работы по восстановлению резных украшений, под руководством В. Малкова.
Начиная с 60-х гг. XX в. на даче располагался дом отдыха «Мамонтовка» при Верховном Совете СССР, а затем при Управлении делами Президента Российской Федерации.
В 1995 г. в подмосковной Мамонтовке, бывшей усадьбе Мамонтовых, был создан Образовательно-информационный центр (БИЦ), взявший на себя миссию помощи культурному возрождению российских немцев.
С 2005 г. усадьба Мамонтовых передана ведомству Министерства Обороны РФ.
Историческая справка
Каминский Александр Степанович (1829—1897). Был рослым, энергичным, остроумным. По происхождению — дворянин Волынской губернии в 1856 г. окончил по классу К.А. Тона Императорскую Академию Художеств со званием Классного художника архитектуры первой степени и правом на пенсионерскую поездку за границу. В 1862 г. вступил в брак с Софьей Михайловной Третьяковой и с тех пор выполнял заказы Третьяковых: пристраивал залы к дому П.М. Третьякова (ныне это здание Третьяковской галереи); особняк СМ. Третьякова; комплекс Третьяковского проезда. Для богатых купеческих семей выстраивал особняки: дачи Горбова в Мамонтовке, Павлова в Шуе. В 1867—1893 гг. состоял архитектором Московского купеческого общества, по его заказам выполнил перестройки Биржи, Мещанских училищ, богаделен в бывшем Андреевском монастыре; соорудил богадельни, больницу, приют, выставки 1882 г. совместно с А.Е. Вебером Выстроил много крупных зданий, придавших новый облик улицам и оказавших существенное влияние на московское зодчество.
В 1885—1889 гг. Каминский состоял архитектором Московского технического училища. В 1881—1893 гг редактировал журнал «Художественный сборник работ русских архитекторов и инженеров», передал свое собрание архитектурной графики Политехническому музею (ныне в собрании ГНИМа).
В 1881—1892 гг. преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди зодчих, прошедших выучку в мастерской А. С. Каминского — Ф. О. Шехтелъ, С.С. Эйбушиц, Н.Е. Бондаренко. Похоронен в Москве на кладбище Алексеевского монастыря.
Мамонтов Александр Николаевич (1832—1900) — кандидат в выборные Московского Биржевого Общества гласным Московской Городской Думы. Потомственный почетный гражданин. Купец первой гильдии. Предприниматель, общественный деятель, старший компаньон промышленного и торгового товарищества «Братья А. и Н. Мамонтовы», владелец завода на Пресне, первоприсутствующий Сиротского суда, один из директоров правления общества Шуйско-Ивановской железной дороги.
Хлудова Татьяна Алексеевна (1844—1908) — жена А.Н. Мамонтова; дочь председателя Московского Биржевого Комитета А. И. Хлудова, веселая, живая, как ртуть, после двадцатилетнего супружества оставила ослепшего А.Н. Мамонтова (по некоторым источникам, из-за его невыносимого характера).

В.Н. Арсеев

член Союза краеведов России, руководитель Мамонтовского краеведческого музея.

Резной орнамент на фасаде.

Фасад со двора 3

Фасад с улицы

Фасад со двора 5

Фронтон с улицы

Наличники с улицы

Фронтоны фасада с ж.д.

Фасад с ж.д.

Rambler's Top100