|
От монастырских крестьян до вольных хлебопашцев
Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой!
А.С. Пушкин
В начале XVI века земли, на которых располагается Тарасовка, принадлежали Троице-Сергиеву монастырю. Недалеко отсюда уже существовали сёла Черкизово, Звягино и Пушкино. Земли вокруг села Пушкино уже с конца XV века были митрополичьей вотчиной, а сёла Черкизово и Звягино принадлежали частным владельцам. Так, например, в писцовой книге 1507-1508 годов имеется запись о размежевании земли села Черкизово, принадлежащего Михаилу Васильевичу Дятлову, и земли деревни Мельницкой Куровы, принадлежащей монастырю. Не исключено, что эта деревня была предшественницей будущей деревни Тарасово, которая возникла на новой Переславской дороге чуть позднее. В купчей от 1523/24 года, где описываются обширные местности вокруг села Звягино, упоминается новая и старая дорога. В этой же купчей упоминается деревня Марёнка. Даже и теперь некоторые жители современной Тарасовки знают, что местность по правому берегу реки Клязьма вблизи железнодорожного моста через неё и территория, на которой расположена воинская часть, именуемая в народе «Радиостанцией», в недавнем прошлом называли Марена. К 1586 году сельцо Звягино стало пустошью и уже числилось среди владений монастыря. Вероятно, это связано с тем, что старая Переславская дорога к этому времени перестала существовать, а деревня Тарасово уже появилась на новой дороге.
Первое письменное упоминание о Тарасовке относится к времени царствования Ивана Грозного (1547-1584). В то время земли вокруг Москвы делились на станы. Часть территории нынешнего Пушкинского района входила в то время в Бохов стан. В писцовых книгах XVI века за 1573/74 год упоминается деревня Тарасове расположенная в Боховом стане, и указывается, что здесь имеется: «8 четьи пахотной земли, 12 четьи леса, 20 копен сена, а на реке мельница в один жернов. Мельница находится в управлении вдовы Олены Яковлевны Бородавкиной, которая платит оброк монастырю 7 рублей в год».
На географической карте «План Царствующего Града Москвы с показанием лежащих мест на тридцать вёрст в округе», составленной и изданной в 1763 году, можно видеть Тарасовку и её окрестности. На этой карте Тарасовка обозначена как деревня Тарасово. Такое же название можно увидеть и на географических картах, выпущенных позже, в 1774 и 1790 годах.
Кстати о происхождении самого названия Тарасово. Селения с таким названием в России вообще, и в Подмосковье в частности, не редкость. Объясняется это тем, что оно происходит от имени Тарас, пришедшего к нам из Греции. Тарасий по-гречески означает «волнующий». День памяти святого Тарасия (архиепископа Константинопольского) православная церковь отмечает 10 марта по новому стилю.
Представляет определённый интерес тот факт, что в сборнике Актов феодального землепользования за 1499 год среди крестьян, проживающих в селе Пушкино, упоминается один крестьянин по имени Тарас. Имеется вероятность, что он или кто-то из его сыновей позднее поселился на реке Клязьме и дал название нашей деревне.
В конце XVI века Троице-Сергиев монастырь становится самым большим землевладельцем на северо-востоке Руси. По «генеральной ревизии» 1592-1594 годов монастырю принадлежало 200 тысяч десятин земли, на которой было 2739 поселений. Владения монастыря увеличивались за счёт земельных и денежных вкладов князей, бояр и других состоятельных лиц. Кроме того, располагая значительными финансовыми средствами, монастырь скупал земли в различных уездах, тем самым увеличивая свою собственность. По дворовой переписи 1678 года монастырь имел земельные владения в 38 уездах, а количество крестьянских дворов было около 17 тысяч.
К концу XVI века в России произошло окончательное закрепощение крестьян. Они приписывались к своему владельцу и не могли самовольно уходить от него. В 1718 году в России была проведена первая ревизия, то есть, говоря современным языком, перепись населения. С этого момента все крепостные крестьяне были разделены на три группы: помещичьи, монастырские и государственные. Всего таких крестьян насчитывалось около пяти с половиной миллионов душ мужского пола. Самую большую группу составляли помещичьи крестьяне, вторыми по численности были монастырские крестьяне. К 1760 году их насчитывалось около одного миллиона. Крестьяне, жившие на монастырской земле, позднее получили название экономических. Это была не личная, а корпоративная форма феодальной собственности. Троице-Сергиев монастырь уже получил к этому времени статус Лавры и был самым крупным землевладельцем, на землях которого жило более ста тысяч душ мужского пола. Монастырские власти имели на своих крестьян такие же права, как и помещики. Они только не могли продавать своих крестьян и отпускать их на волю, а также не препятствовали вступлению их в брак по собственному выбору. Крестьяне обрабатывали монастырскую землю, заготавливали соль, дрова и выполняли разнообразные повинности. В крупных сёлах находились по-сельские старцы, которые играли роль управляющих. В их обязанность входило распределение крестьян на различные работы и контроль за выполнение этих работ. Они также следили за благочестием крестьян, чтобы крестьяне с женами и детьми по воскресным и праздничным дням посещали церковь, соблюдали посты, не предавались пьянству. Старцам предоставлялось право судить и наказывать крестьян за мелкие проступки и, с другой стороны, защищать их от притеснений бояр и государевых слуг. В то же время, монастырским крестьянам запрещалось жаловаться на тех, кому они подчинялись.
Наименьшую группу представляли государственные крестьяне, которые находились в управлении Дворцового ведомства. Они проживали на землях, принадлежащих царской семье. Позднее эта группа пополнилась другими крестьянами.
В 1764 году Екатерина II издала указ об уменьшении монастырских владений и изъятии (секуляризации) церковных земель. Крестьяне, проживавшие на этих землях, становились государственными и были переданы в ведение Коллегии Экономии и с тех пор они и стали называться экономическими.
Экономические крестьяне составляли лишь часть обширной группы государственных крестьян. Официально они считались «свободными сельскими обывателями», но на деле продолжали оставаться феодально-зависимой категорией сельского населения. В роли феодала выступало уже государство, предоставлявшее в пользование крестьянам наделы земли, за которые они были обязаны выполнять определённые повинности. Хотя эти крестьяне уже имели некоторые формы самоуправления, это не сильно облегчало их жизнь. Зависимость государственных крестьян от чиновников была настолько велика, что некоторые современники серьёзно доказывали преимущества помещичьего владения крестьянами. Главным для чиновников было получение с государственных крестьян податей. Сельские должностные лица превратились в обычных исполнителей их воли. Сельский староста был сборщиком денежных податей, смотритель хлебного склада - сборщиком запасов, рекрутский отдатчик - сборщиком рекрутов, а нарядчики подвод и людей - исполнителями дорожной или подводной повинностей. Чиновники при распределении податей и повинностей допускали произвол и несоразмерно отягощали государственных крестьян по сравнению с помещичьими крестьянами.
К середине XIX века Тарасовка административно входила в состав Тайнинской волости Московского уезда, позже ставшей Мытищинской волостью. Земли вокруг Тарасовки напоминали лоскутное одеяло, где чередовались различные виды земельных владений. Сельцо Любимовка было помещичьей усадьбой с несколькими крестьянскими дворами. То же самое можно сказать о соседнем Куракино. В Мальце-Бродове было имение купца Фомичева, здесь же находилась его шёлкоткацкая фабрика.
Село Пушкино и земли в сторону к Тарасовке относились к Удельному ведомству, созданному в 1797 году при императоре Павле I. В задачи ведомства входило управление дворцовыми имениями и получения с них доходов в пользу членов императорской фамилии, не имеющих права на престол. Земли, примыкающие к Тарасовке с юга, также относились к Удельному ведомству, а земля, на которой располагалась сама Тарасовка, продолжала оставаться государственной землёй.
В 1838 году в России было создано Министерство государственных Имуществ, в задачи которого входило управление государственными крестьянами. Первым министром стал известный либерал своего времени граф Павел Дмитриевич Киселёв (1788-1872). Согласно его убеждению, государственные крестьяне должны быть не источником дохода для казны, а предметом попечительства для правительства. При всяком удобном случае он напоминал, что государственные крес тьяне составляют свободное сословие, и даже старался, хотя безуспешно, подтвердить это государственным актом. За всё время управления графа Киселёва, до 1856 года, оброчная подать не повышалась и составляла в пределах от 2 до 3 рублей серебром в год. Он пытался внедрять на землях его ведомства передовые методы ведения сельского хозяйства и распространение элитных семян и пород скота. Это его стараниями была создана Клязьминская образцовая усадьба, положившая начало нынешнему поселку Клязьма. Кроме того, он проявлял заботу о развитии медицинского обслуживания и образования государственных крестьян. За свою деятельность он подвергался нападкам как со стороны консерваторов, так и со стороны радикалов, и, к большому сожалению, многие его предприятия оставались лишь на бумаге. Киселёва на его посту сменил М.Н. Муравьёв, который, в противоположность ему, стремился больше всего к увеличению дохода с государственных крестьян. За время его управления размеры оброчной подати дважды повышались за короткий срок. Такое положение сохранялось до самой крестьянской реформы 1861 года.
Среди современных жителей Тарасовки встречаются Муравьёвы и Киселёвы, последних, кстати, особенно много. Конечно, это не потомки бывших министров, но их предки, возможно получили свои фамилии от «владельцев» этих мест.
В 1862 году в Тарасовке насчитывалось 44 двора и проживало 290
жителей обоего пола.
Пахотной земли, принадлежащей деревенской общине, было мало, а сложные климатические условия, бедная почва и низкий уровень агротехники едва позволяли свести концы с концами. Люди, в основном, жили бедно, в тяжёлых жилищных условиях, медицинское обслуживание и образование практически отсутствовали или были на крайне низком уровне.
После отмены крепостного права в 1861 году в Подмосковье начинается быстрый рост промышленности и получают развитие кустарные производства и отхожие промыслы. Для получения дополнительного дохода крестьяне часто занимались каким-либо ремеслом или отхожим промыслом. В первую очередь они были связаны с проходящей через деревню дорогой - кузницы, шорные мастерские, постоялые дворы и чайные. Другим важным источником дохода был извоз. Позднее, когда в 1862 году вблизи деревни проложили железную дорогу, к этому прибавились ещё и дачники, приезжающие на лето. Хорошее представление о жизни тех лет можно найти в статистических справочниках Московского уезда, издававшихся в конце XIX века. Так, например, в справочнике, изданном в 1882 году, приводятся сведения за 1881 год. В этом году в Тарасовке насчитывалось 425 жителей. Из них грамотных было только 60 человек. Надельной земли в деревне было 569 десятин, она распределялась подушно на мужчин, и в среднем размер надела составлял около пяти десятин. Землю обрабатывали в основном лично, своим инвентарём. Сорок семей занимались местными промыслами, многие жители работали на фабриках. Надо заметить, что местным крестьянам приходилось отдавать значительные суммы денег на налоги. Один работник должен был платить всех сборов более семнадцати рублей в год, а с каждой души взималось около 11 рублей. Более подробные сведения из этого справочника приведены в Приложении 1 настоящей книги.
После освобождения крестьян вольных хлебопашцев из жителей Тарасовки не получилось. В справочной книжке Московской губернии, составленной в 1890 году, так описываются занятия жителей Мытищинской волости: «Жители волости преимущественно народ фабричный; дома проживают только дети, подростки, старики и старухи со слабым зрением. Хозяйство ведут плохо, сеют и убирают с полей наёмной силой, которая приходит из Волоколамского уезда и Рязанской губернии».
Таков вкратце исторический путь, который прошла Тарасовка от своего первого письменного упоминания до начала XX века. О событиях более близкого к нам времени речь пойдёт в последующих главах. Но прежде чем переходить к ним, хотелось бы поподробнее остановиться на некоторых интересных и существенных моментах прошлого.
Предыдущая<<< Оглавление >>>Следующая |
|