|
Мой друг! Что может быть милей
Бесценного родного края?
Там солнце кажется светлей,
Там радостней весна златая...
Н.М. Языков
Глава 1
С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА
Всё начинается с дороги
Если бы я встала,
То до неба достала.
Если были, руки б
Я б вора связала.
Был бы у меня язык,
Всё вам рассказала.
(Народная присказка)
Село Тарасовка расположилось при пересечении реки Клязьмы с Ярославским шоссе. Река здесь делает два больших изгиба, как бы охватывая село. Когда-то и река, и само селение были совершенно иными. К полноводной, богатой рыбой реке подступали леса, в которых водилось много зверей и птиц. Имелись обширные луга. С давних пор эти места привлекали людей тем, что здесь имелись хорошие условия для рыболовства, охоты и земледелия.
Когда произошло заселение этих мест, точно не известно. Расположенные неподалёку курганы (рядом с железнодорожным мостом через Клязьму), относятся к ХП-ХШ векам и принадлежат славянским племенам вятичей и кривичей, которые часто селились по соседству. В конце 30-х годов прошлого века это подтвердили раскопки, проведённые археологом А.Ф. Дубыниным. В 2000-2001 годах в ходе подготовки к реконструкции Ярославского шоссе в Тарасовке и её окрестностях работала Подмосковная археологическая экспедиция. Находки, сделанные во время этих археологических раскопок, также подтверждают, что люди селились в этих местах ещё в домонгольский период. Первые письменные упоминания этих мест относятся к концу XV - началу XVI веков в писцовых книгах того времени. А первое упоминание самой деревни встречается в межевой книге вотчин Троице-Сергиева монастыря за 1558 год. Тогда она носило название Тарасове
Слово «деревня» означает расчищенное от леса место (от слова «драть»). Крестьяне тогда жили в небольших деревнях, которые располагались на расчищенных от леса полянах. Деревня в один-три двора была типичной для того времени. Так, например, вокруг села Пушкино в начале XVI века находилось более двух десятков деревень.
Более древним и устойчивым поселением считается село, где, как правило, находился господский двор с его домочадцами, различными службами, слугами и холопами, а также приходская церковь. В неурожайные годы, во время войн и эпидемий многие деревни и даже сёла оставались без людей и прекращали своё существование, становились пустошами. Иногда поселение меняло свой статус, превращаясь то в деревню, то в село. Кроме деревень и сёл в старину встречались такие поселения, как сельцо. Это было, как правило, небольшое село, которое принадлежало какому-то землевладельцу, с господским домом, и иногда с домовой церковью.
Со временем в России сложилось такое представление, что село - это крупное крестьянское поселение с местными органами управления и приходской церковью. Если исходить из этого определения, то Тарасовку можно до сих пор считать деревней, так как здесь нет церкви. С другой стороны, нынешняя Тарасовка насчитывает свыше 2500 жителей, и здесь расположена Администрация Тарасовского сельского округа, что вполне оправдывает её нынешний статус села.
Итак, деревня Тарасовка, существующая по имеющимся данным более четырёхсот лет, не случайно расположилась на этом месте. С давних времен в этих местах пролегал старинный путь, ведущий к городам северо-восточной Руси. Им пользовались славянские племена, чтобы попасть из Киева на северо-восток и в верховья Волги.
Самым древним городом северо-восточной Руси был Ростов Великий, который известен с 862 года. В 1024 году встречается первое упоминание о Суздале - втором городе Ростово-Суздаль-ского княжества. И, наконец, в 1108 году князь Владимир Мономах (1053-1125) основал город Владимир, удачно расположившийся на реке Клязьме. Значение этой реки особенно возросло, когда в 1157 году князь Андрей Боголюбский перенёс столицу Ростово-Суздальского княжества из Ростова во Владимир. Княжество его стало называться Владимиро-Суздальским. К этому времени уже имеется первое упоминание о Москве (1147 г.). Сухопутных дорог в те времена было мало, и главными транспортными путями были реки. Из Владимира в Москву было удобно добраться по реке Клязьме до нынешнего села Болшево, а затем, через волок, попадали в Яузу и далее в Москву. Старинный Яузский волок просуществовал до XIV века. Помимо водного пути, уже в то время существовал и сухопутный путь. Он проходил из Владимира через старинные города Юрьев-Польский и Переславль-Залесский и далее на юг в сторону Москвы. Подтверждением этому может служить тот факт, что в районе сёл Черкизово и Звягино пролегала старинная Переславская дорога, ведущая из Москвы в Переславль и дальше в Ростов. Восточной дороги из Владимира в Москву в те времена ещё не существовало, так как города, расположенные на «Владимирке», относительно молодые - современный Ногинск известен с XVI века, а Покров возник в конце XVIII.
По мере укрепления и расширения Московского княжества значение дороги возрастало. Это было связано не только с экономическими причинами, но и с возникновением духовного центра - Троице-Сергиева монастыря. Его начало заложил преподобный Сергий Радонежский постройкой в 1341 году небольшой деревянной церкви во имя святой Троицы. Через 12 лет он стал игуменом возникшего здесь монастыря.
По мере развития Троице-Сергиева монастыря дорога стала проходить немного восточнее и называться Троицкой. С большой долей уверенности можно утверждать, что дорога, которая стала пересекать реку
Клязьму в новом месте, способствовала возникновению здесь деревни Тарасове В те времена проезды через реки по мосту часто были платными, и в этих местах собирали особую плату - мыт. Это слово дало название современному городу Мытищи, расположенному на Яузском мытище.
Первыми, кто стал посещать преподобного Сергия, были крестьяне из соседних селений. Жители ближайшей округи, приходя в монастырь, видели более чем бедное житьё братии - «чего ни хватись, всего нет». Но с какой живительной теплотой и вниманием встречали здесь каждого! Простой люд ощущал искренность такой заботы и покидал это место, испытывая чувство нравственного очищения и духовного возрождения. Слава о строгой постнической жизни и духовной мудрости настоятеля монастыря быстро разнеслась по всей Руси. Преподобный Сергий имел редкостный дар в тихой и мирной беседе утешить человека в горе и примирить самых заклятых врагов. На этот дар обратили внимание иерарх русской церкви Алексей и Московский князь Дмитрий Иванович, впоследствии названный Донским. Они приблизили к себе Сергия Радонежского, советовались с ним и поручали ему различные церковные и государственные дела. Перед Куликовской битвой Дмитрий Иванович едет из Москвы по нашей дороге вместе с другими князьями и воеводами к Сергию за благословением. Это был первый столь многочисленный поход в Троицу.
С XVI века входит в обычай пешее посещение Троице-Сергиева монастыря, так как сам Сергий Радонежский никогда не садился на коня и ходил только пешком. Пешком шли не только обычные паломники, но и царствующие особы. Для них по пути следования строят пять путевых дворцов, а для обычных странников организуют службы, предоставляющие питание и ночлег. Для жителей Тарасовки, как и для других жителей населённых пунктов, расположенных по дороге к монастырю, почиталось богоугодным делом приютить и накормить богомольца, идущего поклониться мощам преподобного Сергия.
Большое значение дорога имела и в экономическом плане. Это объясняется тем фактом, что в XV—XVII веках на западе и юге России было очень неспокойно из-за непрекращавшихся войн. По сути, это была единственная дорога, связывающая страну с внешним миром. Такое её положение сохранялось до Петровских времён. Но и позже дорога не потеряла своего значения. Уже в середине XIX века она имела булыжное покрытие, что делало её менее зависимой от погодных условий. Благодаря этому, средняя скорость движения по дороге составляла 200 километров в сутки, что являлось рекордным по тем временам. В год по ней проезжало более 150 тысяч человек в экипажах, проходило пешком около 500 тысяч паломников и перевозилось до 4 миллионов пудов различных грузов.
Дорога, как и расположенная на ней Тарасовка, неразрывно связана со многими событиями отечественной истории. Жители деревни были их свидетелями начиная от эпохи Ивана Грозного и до наших дней. Жестокий тиран неоднократно проезжал по этой дороге в Александровскую слободу со своими опричниками, в Смутное время по дороге к Троицкой Лавре проходили польско-литовские полки, и здесь же, только в обратную сторону к Москве, шло ополчение Минина и Пожарского, проезжала здесь и царица Софья и князья Хованские. Известный историк И.Е. Забелин в одной из своих книг упоминает, что во время одного из своих походов в Троицу в Тарасовке останавливался царь Алексей Михайлович. Молодой царь Петр ездил этой дорогой на Плещеево озеро строить свою потешную флотилию. А сколько других известных русских имён связано с этой дорогой? Упомянем лишь о Михаиле Ломоносове, пришедшим по ней из Холмогор в Москву, и Юрии Гагарине, неоднократно проезжавшем по ней.
За время своего существования, дорога называлась то Владимирской, то Переславской, то Троицкой. Как уже повелось с древних времён, эта дорога обустраивалась и содержалась лучше других. Люди строили вдоль неё часовни, храмы, монастыри, дворцы, разбивали вблизи дороги парки, тем самым старались замолить свои земные грехи и оставить о себе добрую память. По этой дороге прошли миллионы русских людей, чтобы найти утешение в душевной молитве на месте русской Святыни. Позднее она стала называться Ярославским шоссе, а сегодня это трасса федерального значения - «Холмогоры». Таким образом, являясь древнейшей дорогой северо-восточной Руси, она и сейчас не потеряла своего значения, а является современной транспортной артерией. Судьба предоставила нам редкую возможность родиться и жить рядом с древней дорогой, неразрывно связанной с историей нашей Родины на протяжении последних столетий. Надо всегда помнить об этом.
Предыдущая<<< Оглавление >>>Следующая |
|