|
Чумной бунт
Да, ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу.
А.С. Пушкин
Русское слово «почта» происходит от латинского POSTA, что является сокращением от "posita statio" в переводе означает станция с переменными лошадьми. Однако, задолго до того как, это слово пришло в Россию, на Руси средством междугороднего сообщения служили ямщицкие тройки, существовавшие уже в XIV веке. На Руси для этой цели некоторым городам и сёлам было вменено в обязанность содержать положенное число лошадей и ямщиков, т.е. были устроены так называемые ямы. За известную плату пользоваться лошадьми, предназначавшимися для казенных гонцов, можно было и частным людям. Для этого они должны были приобрести особую «государеву» грамоту на проезд - подорожную. Такой порядок был узаконен ещё в Судебнике 1497 года. Позже для пересылки казенных бумаг, а также частных писем были устроены почтовые станции. На развитии почтовых сообщений на Руси сказалось отчасти влияние татар, которые в Азии устраивали для гонцов и послов особые станы, куда окрестные жители должны были доставлять лошадей и продовольствие. Сами слова «ям» и «ямщик» - татарские. Первое происходит от «дзям» - дорога, второе - от «ям-чи» - проводник. Ямы, или ямщичьи стойки стали возникать в XV веке. В ямщики поступали охочие люди, селившиеся особыми слободами, они зачислялись в разряд людей служилых.
В начале XVI века, во времена великого князя Василия III, Москву несколько раз посещал посол австрийского эрцгерцога Максимилиана барон Сигизмунд Герберштейн. Он описал достаточно подробно свои путешествия по Московии, которые были позже переведены на русский язык. По его словам, Москва была связана ямской гоньбой с наиболее важными городами, к которым относились Казань, Новгород, Смоленск и некоторые северные города. Ездили достаточно быстро: так, барон Герберштейн приехал из Новгорода в Москву за 72 часа, преодолев расстояние в 600 вёрст. Ямская езда была весьма дешева; за 10 или даже 20 верст платили не более 6 денег (деньга - русская серебряная монета XIV-XV веков, равная 1/2 копейки). Расстояния ямов от Москвы были перечислены в поверстной книге.
В конце царствования Ивана Грозного, в 1584 году в устье Северной Двины основывается город и порт Новохолмогоры (с 1613 года Архангельск), чтобы способствовать торговле с Европой - главным образом с Англией. В городе летом проводились торговые ярмарки. Возникла острая необходимость создания транспортной и почтовой связи с этим городом. Однако эти планы осуществились лишь через сто лет, по причине тяжелых испытаний, выпавших на долю России в начале XVII века, в так называемое, Смутное время.
Во время царствования Михаила Федоровича был учреждён особый Ямской приказ, во главе которого встал известный герой ополчения 1613 года, князь Д.М. Пожарский (1578-1642). Он заведовал ямщиками, выдавал подорожные, а также ведал и почтовой частью, которая первоначально была неразрывно связана с Ямским приказом. Позднее, с развитием экономических и дипломатических связей, всё острее вставал вопрос организации отдельной почтовой службы. Царем Алексеем Михайловичем, в 1666 году, по почину боярина Ордына-Нащокина, была устроена отдельная для пересылки государственных бумаг и частной переписки торговых людей. Эта почтовая служба находилась уже в ведении Посольского приказа. Были организованы постоянные почтовые линии, соединяющие Москву с Ригой и Вильно, но регулярной транспортной связи с Архангельском ещё не было. Так продолжалось до 1693 года, когда будущий молодой царь Петр Алексеевич решил отправиться в Архангельск для получения опыта в морском деле. Накануне этой поездки, от имени правивших тогда царевичей Ивана и Петра, был издан указ об устройстве с 1 июля 1693 года постоянной почтовой гоньбы между Москвой и Архангельском. При подготовке к открытию этого почтового тракта было издано три именных царских указа, подробно регламентирующих основы работы этой почтовой линии.
Почтовый тракт проходил из Москвы на Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Вологду, Вагур и Холмогоры. Почтари должны были ехать днем и ночью с великим поспешанием, переменяться на ямах и поспевать от Москвы и обратно летним и зимним путём на 8-й и 9-й день, а вешним и осенним путём на 10-й или 11-й день. Остановки на ямах делать в указанные числа и часы. Отправку почты устанавливалось производить через день, а по «приказу» она могла отправляться ежедневно или же один раз в две недели.
Указами был предусмотрен и порядок транспортировки корреспонденции. Для доставки почты подбирались «добрые» ямщики, не пьяницы, с хорошими лошадьми. Указ предписывал: «Письма везти бережно в сумах, под пазухой, чтобы не замочить и не обронить на дороге в пьяном виде». Если печати окажутся не целыми или письма будут потеряны, то ямщика отправляли к воеводе для расспросов (допрос), и до выяснения обстоятельств его содержали под арестом в съезжей избе. За подмоченные письма либо потерю грамоты ямщику грозило наказание вплоть до смертной казни.
Ямскому приказу было поручено выделить людей на должность почтальонов и обеспечить их всем необходимым. Почтари имели специальные зелёные суконные кафтаны, на которых были жестяные бляхи с изображением орла, и по две кожаных сумы: первая -«транзитная» движется между конечными пунктами без распечатывания в пути. Другая сума служила для сбора пакетов из городов, в которых на пути делаются остановки. При этом каждый раз воевода на вкладываемой связке делал надпись о распечатывании сумы. Все воеводы опечатывали эту суму, чтобы видно было, кто её вскрывал. Для вложения и выемки почты на промежуточном пункте отпускался всего час времени, поэтому каждый воевода готовил почту к отправке заранее. Во время движения почтари должны были для контроля расписываться на ямах в особых документах - «записных столбцах». В них указывалось, какого числа, в каком часу и кто именно прибыл на какой ям и в каком часу отправился. Ямщики, которые ездили между Москвой и Вологдой, должны были каждые полгода приезжать в Москву для отчёта, сколько и когда было доставлено почт.
В начале XVIII века началось благоустройство Ярославской дороги: расставлены верстовые столбы, отрыты канавы для стока воды, построены многочисленные мосты и расширена проезжая часть. Дорога стала столбовой, это изменило её статус, но само полотно дороги оставляло желать лучшего. Многочисленные неровности, колдобины и глубокие колеи не позволяли двигаться экипажам с достаточной скоростью, а в распутицу дорога порой становилась непроезжей.
Первая почтовая станция была в Тарасовке, вторая - в Талицах, третья - в Сергиевом Посаде, в Ярославле - десятая, в Вологде - семнадцатая. На каждой станции между Москвой и Сергиевым Посадом содержалось до 30 лошадей, а дальше до Ярославля около 20, которых распределял станционный смотритель. В первую очередь лошади выделялись для доставки государевой и регулярной почты. Кроме почтовой связи по тракту осуществлялось и транспортное сообщение. Ехать можно было несколькими способами.
Пассажир покупал в начале поездки «подорожную» на проезд до определённого места и в соответствии со своим общественным положением оплачивал все услуги, предоставляемые в пути.
Другой способ - это «езда на вольных». Пассажир сам договаривался с ямщиком, платил ему, тот вёз его до следующей станции и там передавал другому ямщику.
Третий способ - езда «на своих», или «на долгих». Этот способ самый дешёвый: свои лошади, своё питание и т.п. Им пользовались помещики средней руки, ведшие натуральное хозяйство. Никто их не подгонял, никто не мешал. Они ехали, как заблагорассудится. В своих «дормезах» (огромных, тяжёлых каретах), запряжённых пятёркой или шестёркой лошадей, господа ехали не спеша. За дормезом следовали телеги с поклажей, провиантом и слугами. Останавливались они не на почтовых станциях, а на постоялых дворах и в гостиницах.
К середине XIX века Ярославская дорога была модернизирована: для проезжей части была сделана насыпь шириной более 6 метров, покрытая битым щебнем. Дорога получила статус шоссе. Пользование шоссейной дорогой было платным. В Мытищах и Ростове взимался шоссейный сбор. За проезд одной лошади за каждые 10 вёрст в зависимости от вида экипажа и времени года платили от 1 до 3,5 копеек.
Строительство шоссе привело к отмиранию ямских троек и дормезов. Их заменили дилижансы - большие, вместительные кареты с мягкими сиденьями внутри и жесткими на крыше. Скорость такого дилижанса составляла 10-12 вёрст в час. Пассажир мог брать с собой груз не более 5 килограммов. Но век дилижансов в России был недолгим, их вскоре начали вытеснять железные дороги, строительство которых бурно развивалось во второй половине XIX века.
Существование почтовой станции в Тарасовке подтверждается многими почтовыми документами XVIII века, кроме того, имеются ссылки на это и в современной литературе. При проведении изыскательских работ в ходе подготовки к реконструкции Ярославского шоссе в Тарасовке 2000-2001 гг. было выяснено, что почтовая станция находилась в доме №9 по Б.Тарасовской улице. По заключению архитекторов, само здание почтовой станции было построено не позднее первой трети XIX века. До какого времени просуществовала эта станция, установить пока не удалось.
Предыдущая<<< Оглавление >>>Следующая |
|