Резной дом

На главную  
 
 
 
 
 
 
 
 

Они сражались за Родину


Особую благодарность современников заслуживают те участники Великой Отечественной войны, кто вернулся с Победой в Тарасовку и ещё долгие годы отдавал свои силы восстановлению разрушенного хозяйства, создавал семьи, строил дома, растил детей.
В этой связи хочу написать несколько слов о наших ветеранах, среди которых были участники знаменитых парадов 1941 и 1945 годов.
Одним из них является Степан Иванович Лымарь. Степан Иванович родился далеко от наших мест, в Полтавской области, но более 50 лет проживал в Тарасовке. Построил здесь дом, вырастил сына и посадил не одно дерево. В своих воспоминаниях Степан Иванович не многословен. В армию был призван в 1940 году и попал служить на западную границу, которая только что выдвинулась на новые рубежи. Западная Белоруссия и Западная Украина только в конце 1939 года были включены в состав Советского Союза. Молодой красноармеец служил на заставе в небольшом городке Ломжа Львовской области. Весной 1941 года с немецкой стороны границы стала заметна военная активность. Шло перемещение военной техники, проводилась разведка приграничной территории. Всё это происходило в условиях маскировки и скрытно. Но не заметить этого было нельзя. Бойцы докладывали командирам об увиденном, но те старались их успокоить и советовали не поддаваться панике и не отвечать на провокации. Однако накануне нападения командование заставы приняло решение о перебазировании основного имущества и личного состава во временные укрытия и помещения. Как показали дальнейшие события, это было правильное и своевременное решение. Буквально через пару дней началась война, и фашисты ураганным артиллерийским огнём уничтожили стационарные объекты заставы, но личный состав и основное имущество были сохранены. Это позволило на начальном этапе военных действий оказать существенное сопротивление, а затем и организованный отход с занимаемых позиций. Руководство Погранвойсками приняло решение об эвакуации личного состава и семей военнослужащих с границы вглубь страны. Так Степан Иванович оказался в Казахстане, где после переформирования был зачислен в 264 стрелковый полк погранвойск НКВД. В то время погранвойска входили в состав Наркомата внутренних дел. В конце октября этот полк оказался в Москве на станции Катуар Савёловской железной дороги. Бойцы ждали отправки на фронт, готовились к боевым действиям. Накануне 7-го ноября им сообщили, что их полк примет участие в параде на Красной площади, а затем отправится на фронт. В тот день их подняли в 5 часов утра и после завтрака по заснеженным улицам Москвы на машинах повезли к Кремлю. Время уже стёрло из памяти многие детали того дня, но до сих пор сохранились воспоминания о морозе и сильном снегопаде, когда полк ступил на главную площадь страны Сильное волнение и мороз не давали возможности сосредоточиться на мелких деталях. Все мысли были устремлены в будущее, на предстоящие бои. Сразу с Красной площади полк был направлен под Тулу и принял участие в обороне этого города, на заводах которого ковалось оружие будущей Победы. После декабрьского наступления под Москвой войска, в которые входил полк, освобождали Плавск, Ефремов и другие населённые пункты. На освобождённой территории выявляли диверсантов и шпионов, восстанавливали советскую власть, боролись с пособниками врага. Эту работу пришлось выполнять воинам-пограничникам. Война это не сиюминутное геройство, а порой
тяжёлая повседневная работа. Её и пришлось выполнять Степану Ивановичу, за что он был отмечен многими правительственными наградами, но ветеран не любит выставлять их напоказ и не часто надевает их из скромности. В армии он прослужил до 1947 года, и после демобилизации остался в Москве, где проходил службу в последние годы. В начале 50-х годов Степан Иванович обосновался в Тарасовке. Более 30 лет он проработал на заводе по выпуску типографского оборудования, ушёл на пенсию, но без работы сидеть не мог Много добрых дел сделал он за свою жизнь. Многие соседи обращались к нему за помощью в починке колодца или по другим нуждам. Никому он не отказывал. К большому прискорбию, 2005 год оказался для него последним на его земном пути. Память о Степане Ивановиче ещё долго будут хранить все, кто его знал.
Живёт в Тарасовке и другой участник Великой Отечественной войны, о котором я не могу не рассказать. Это наш земляк Пикалёв Николай Михайлович (р. 1921). Я давно знаю его, часто беседовал с ним, расспрашивал об истории нашего села, его людях, о современных проблемах. Их семья в прошлом имела несколько лошадей, и его отец занимался извозом. Позднее он вступил в колхоз и стал работать возчиком. Накануне войны он трагически погиб в результате несчастного случая при перевозке брёвен. Николай к этому времени закончил Тарасовскую школу, фабрично-заводское училище (ФЗУ) и уже работал на оборонном заводе №8 в Подлипках. В начале войны завод был эвакуирован вглубь страны. Николай некоторое время строил оборонительные сооружения под Москвой, а затем был призван в армию. Его на правили в танковое училище, которое располагалось на станции Полутени, недалеко от Коломны. После короткой учёбы Николай получил специальность водителя танка и был направлен в самую гущу боевых действий - под Сталинград. Седьмого сентября 1942 года их эшелон прибыл на станцию Камышин и вошёл в состав 57-й армии под командованием Батова. В небольшом рассказе трудно передать, что пришлось испытать молодому водителю танка в первые месяцы пребывания в действующей армии. Приведу только перечень фронтов, где пришлось воевать Николаю Михайловичу. Это Сталинградский, Степной, Донской, Воронежский, Юго-Западный и 3-й Украинский фронты. Дважды пришлось покидать подбитые, горящие машины, но сам Николай оставался цел. Спустя почти два года, в августе 1944-го, подразделение, в котором воевал Николай Михайлович, вышло на советско-румынскую границу. После форсирования Дуная началось практическое изучение географии Европы. Впереди были города Тулча, Констанца и выход к болгарской границе. Здесь бои были уже не такие ожесточённые, наших бойцов встречали как освободителей. Позади остались Варна, Бургас, затем через Шумен бросок к Софии, и далее на Югославию. Наступающий 1945 год Николай Михайлович встречал уже в Белграде. Потом были Нови Сад, Тимишоара и, наконец, Венгрия. 23 февраля ему вновь пришлось форсировать Дунай уже в Будапеште. Его танк был подбит, и добираться до другого берега пришлось вплавь, используя подручные плавсредства в виде обычной железнодорожной шпалы. Победу Николай Михайлович встречал уже в Австрии. За взятие Будапешта и Вены у ветерана имеются медали.
Он до сих пор с лёгкостью перечисляет города Европы, в которых ему пришлось побывать, а ведь это была не экскурсионная поездка. Особенно хорошо он помнит города Австрии, где пришлось прослужить до своей демобилизации, в августе 1946 года. Я спросил ветерана, не посещал ли он эти места уже в послевоенные годы? «Когда я был молод, мне было не до этого, в те годы это было не принято. Позже, ещё при советской власти, мне предлагали поехать в страны народной демократии, но только за свой счёт. А сейчас уже не то здоровье, чтобы пускаться в такие дальние путешествия», - ответил мне ветеран.
Находясь на территории Австрии уже после окончания войны, при выполнении задания командования Николай подорвался на мине и едва не погиб. Несколько месяцев пришлось лечиться в госпитале в городе Линце. После войны несколько лет он работал в одном из закрытых институтов, а потом 26 лет - водителем в 10-м таксомоторном парке в Москве. За эти годы он заслужил большое количество поощрений и благодарностей. Одно время был председателем совета ветеранов при Тарасовском сельском сове те. Порой и сейчас ветеран вспоминает свою работу за рулём и надеется ещё сесть за баранку. По его словам, губернатор Московской области Громов обещал обеспечить всех ветеранов микролитражками. В День Победы Николай Михайлович приходит к памятнику погибшим воинам в Тарасовке, чтобы вспомнить своих боевых товарищей и встретить ещё живущих здесь ветеранов. Хочется пожелать ему здоровья и удачи.
Не могу также не вспомнить и своего отца, участника Великой Отечественной войны. Вот только небольшой эпизод из его военной биографии.
В начале войны мой отец, Анатолий Михайлович Киселев (1914-2001) оказался в Пензенской области, и в июле 1942 года там
же, был призван в армию. В начале августа он прибыл в 44-ю гвардейскую стрелковую дивизию, где начал службу в 10-м автотранспортном полку в качестве шофёра.
Время было тяжёлое. Немецкие войска рвались к Волге с целью перерезать её в районе Сталинграда. Дивизия, в которой служил мой отец, входила в состав Сталинградского фронта. В сентябре 1942 года, после принятия присяги, отец попадает в самую гущу событий. Ожесточенные бои на подступах к Сталинграду не прекращались ни днём, ни ночью. В тяжелейших условиях артобстрелов и авианалётов приходилось подвозить на передовые позиции боеприпасы, горючее и другие грузы. На вооружении в то время, в основном, были «полуторки» ГАЗ АА производства Горьковского автозавода и ЗИС-5, выпускаемые в Москве. Приближалась зима, обогрева кабин тогда ещё не было, а во многих машинах отсутствовали и стекла, которые приходилось заменять фанерой. Водители постоянно находились в разъездах, ночевали либо в степи, окапываясь и маскируясь, либо в мелких населённых пунктах. Ремонт и обслуживание техники тоже приходилось делать в полевых условиях и собственными силами. Напряжение в войсках всё нарастало, но уже в то время многие рядовые солдаты понимали, что враг измотан и в условиях приближающейся зимы он не сможет вести активные боевые действия. Перелом был близок. Так оно вскоре и случилось.
Советское командование, собрав значительные силы, смогло в конце ноября прорвать оборону немцев и взять в кольцо всю Сталинградскую группировку противника. В начале 1943 года началась ликвидация окружённой группировки, и тогда отец впервые смог увидеть пленных немецких, итальянских и румынских солдат, воевавших на этом участке фронта. Вид их был жалким и, несмотря на всю ненависть к врагам, вызывал только сочувствие.
В ходе наступления советских войск было захвачено громадное количество боевой техники и транспортных средств. Они находилась в исправном состоянии, не было только горючего. Многие немецкие и итальянские автомашины поступили на вооружение в наши войска. По рассказам отца, никакой документации на них не было, и приходилось самим осваивать новую технику. Молодость, пытливый ум и смекалка позволяли быстро изучить трофейную технику и использовать её для своих целей. Долгое время отец работал на бензовозе, доставляя горюче-смазочные материалы. Однажды зимой, переезжая через узкий мостик, его машина одной стороной сошла с настила и перевернулась на бок; возникла опасность, что бензин начнёт вытекать из цистерны. В условиях военного времени, за это неминуемо грозил трибунал. Пришлось срочно отсоединять цистерну от шасси машины и с помощью проходивших мимо пехотинцев, переворачивать её в нормальное положение, а затем уже поднимать машину и ставить на место цистерну. Бензин удалось сохранить, а командование, узнав об этом происшествии, даже выразило благодарность отцу за проявленную находчивость.
Так начинались фронтовые дороги моего отца, по которым ему предстояло ещё пройти пол-Европы. Его дивизия с боями продвигалась на Запад через Украину, Белоруссию и Польшу. В её составе мой отец воевал на Юго-Западном, 1-м и 2-м Белорусском фронтах. Закончить войну ему довелось в Северной группе войск в Германии. В годы войны он был награждён медалями «За боевые заслуги», «За освобождение Варшавы» и «За победу над Германией», а также получил около десятка благодарностей Верховного Главнокомандующего. В послевоенные годы к этим наградам прибавились и другие, среди которых и орден «Отечественной Войны». Закончив войну в 1946 году, он вернулся в родной дом в Тарасовку и прожил здесь долгую плодотворную жизнь, так и не изменив своей шофёрской профессии до ухода на пенсию.

Предыдущая<<< Оглавление >>>Следующая

 
Rambler's Top100