Резной дом

На главную  
 
 
 
 
 
 
 
 

Спасти от забвения

В начале 2003 года на одной из встреч Пушкинских краеведов присутствовал заслуженный художник В.И. Андрушкевич. От него я впервые узнал, что в Тарасовке жил и работал талантливый художник-любитель Николай Николаевич Сурков (1918-1982). К моему огорчению я ничего не знал о своём художнике-земляке и решил кое-что узнать о его жизни и творчестве.
Увидеть некоторые картины Н.Н. Суркова я смог в фойе районного Дома культуры. Беглое знакомство с ними ещё больше подстегнуло мой интерес к судьбе этого художника.
Начав копаться в своей памяти, я вспомнил, что в параллельном со мной классе в Тарасовской школе, обучался Сергей Сурков. «Не родственники ли они?» - подумал я. Моё предположение оказалось верным, поскольку Сергей оказался его сыном. Так я попал в дом художника Суркова, где и сейчас проживает его вдова Клавдия Петровна, урождённая Мазанова. Она поделилась со мной воспоминаниями о Николае Николаевиче, его увлечении живописью и немного рассказала о нём.
Николай Николаевич приехал в Тарасовку в первые послевоенные годы. Родился он в 1918 году в Дмитровском районе Московской области, в небольшой деревне, со звучным названием, Бородино. Уже в раннем детстве его тянуло рисовать, а когда в 13-и летнем возрасте он впервые попал в Третьяковскую галерею, то ему долго не давал покоя вопрос «Правда ли, что эти картины нарисованы людьми?». С тех пор он стал посещать галерею постоянно, а на свои первые деньги купил масляные краски и стал пробовать писать картины. Люди всегда тянутся к прекрасному, стремятся внести красоту в свой привычный, не всегда уютный быт. Как только появляется такая возможность, они хотят или приобрести, или создать своими руками что-то особенное, привлекающее людской взор.
Один мой хороший знакомый, пушкинский художник Глеб Иванович Ермолаев, рассказывал мне, что в голодной, послевоенной деревне в Ульяновской области, когда была нужда в самых элементарных вещах, люди просили его нарисовать картину или ковёр, которые смогли бы украсить их дом.
Жизненные обстоятельства долгие годы не давали возможности Николаю Николаевичу в полную силу заняться любимым делом, и только достигнув зрелого возраста, будучи уже немолодым человеком, он смог наконец уделять живописи всё своё свободное время.
Биография Н.Н. Суркова во многом схожа с судьбами его ровесников. В 1939 году он был призван в армию и проходил службу на Дальнем востоке, на Тихоокеанском флоте. В 1945 году принимал участие в войне против империалистической Японии. Был награждён правительственными наградами. С 1947 по 1973 год он был на службе в пожарной охране в ведении МВД.
В середине 50-х годов появилась возможность некоторое время обучаться в заочном Университете народного творчества им. Н.К. Крупской. Именно здесь он познакомился с азами изобразительного искусства. Его первым наставником был выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества Н.И. Варенцов. Именно он научил Николая Николаевича смотреть на вещи и окружающую его природу глазами художника. Попав в музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, он был очарован работами французских импрессионистов. Попытался им подражать. Порой по разным причинам на несколько лет приходилось расставаться с любимым занятием, но тяга к живописи не проходила.
В конце 1973 года после перенесённого инфаркта Николай Николаевич ушёл в отставку. Находясь на пенсии, ему удалось больше времени уделять рисованию. Появилась возможность посещать Пушкинский клуб художников-любителей.
Не получив специального, систематического образования он стал осваивать различные способы живописи и достиг в этом значительных успехов. Знакомясь с его работами, его на полном основании можно назвать эрудированным и многогранным художником.
Его натюрморты всегда полны изобилия: цветов, плодов, предметов быта и т.п. Центральные предметы хорошо прописаны, а насыщенный колорит надолго задерживает взгляд на этих работах.
Пейзажи также не оставляют равнодушным. Он рисовал окружающий нас мир, который порой мы не успеваем замечать. А взглянув на его полотно, вдруг замираешь от мысли: '«Ведь это же наша река и луг! Как красиво это выглядит!»
Наряду с натюрмортами и пейзажами ему удавались и жанровые и батальные работы. Он умел найти особый притягательный момент в этих полотнах.
Особое место в его творчестве занимала Великая Отечественная война и послевоенное возвращение к мирной жизни. Одна из его картин, которая находится в районном Доме культуры, носит название «Шаги в бессмертие». На ней изображён моряк, который после долгих допросов и пыток, но всё же не сломленный, под конвоем гитлеровских автоматчиков идёт к своему бессмертию. Сурово и мужественно лицо моряка, спокоен и твёрд его шаг, он знает, что его смерть не принесёт фашистам желанной победы. В конце, концов, Победа будет за нами! Много места в его творчестве занимают и портреты. В «Автопортрете», «Портрете дочери», «Спящем ребёнке», «Портрете старика» ' мы видим ещё одну грань таланта Н.Н. Суркова - он мастер передачи психологического состояния.
Ему одинаково хорошо удавались пейзажи и портреты, жанровые и батальные картины. Он мог рисовать на любом материале, на картоне, оргалите, ткани. Ему также хорошо удавались графические работы. Необычный творческий подъём был у него незадолго до смерти. Он как бы чувствовал, что судьба отпустила ему совсем немного времени и это его последние работы. С ним было легко общаться, он с пониманием воспринимал критику.
Помимо творческой деятельности, Н.Н. Сурков вёл большую общественную работу. С момента создания районного клуба художников-любителей он был избран в состав Совета клуба и выставком. Принимал активное участие в районных и областных выставках самодеятельных художников. О нём и его работах несколько раз упоминала в своих публикациях районная газета «Маяк». В конце 70-х годов Николай Николаевич регулярно выступал перед учащимися Тарасовской восьмилетней школы, организовывал показ своих работ.
Всего месяц не дожил художник до открытия своей персональной выставки в районном Доме культуры в апреле 1982 года. Согласно каталогу, подготовленному к открытию выставки, на ней были представлены 75 картин различного жанра и более 40 графических работ. Можно смело сказать, что Николай Николаевич ушёл из жизни, когда он овладел такой степенью мастерства, которая давала ему возможность решить любую задуманную тему.
Николай Николаевич оставил после себя большое творческое наследство. Однако до наших дней сохранилась только небольшая часть его работ, которая находится в семье художника, у вдовы и его сына и дочери.
Большая часть картин после его смерти была передана в Народную картинную галерею в деревне Барково, где открывался сельский Дом культуры. Во времена горбачёвской перестройки ДК был закрыт, а картины бесследно исчезли. Некоторые картины были переданы в школы района. Часть работ осталась в районном Доме культуры в Пушкино. Судьба большей части работ Н.Н. Суркова неизвестна.
Культурный мир Тарасовки стал бы, несомненно, богаче, если бы мы смогли видеть картины нашего земляка. Его работы могут быть неплохим украшением здания администрации или сельской библиотеки. Картины Н.Н.Суркова могут быть наглядным примером художественного воспитания молодёжи.
В Тарасовке не так много художников, чтобы столь необдуманно поступать с их наследием.

Предыдущая<<< Оглавление >>>Следующая

 
Rambler's Top100