|
Извозчики
В начале XX века Тарасовка представляла обычную деревню типичную для Подмосковья того времени, с многоукладной экономикой. Это была деревня крестьян, фабрично-заводских рабочих, владельцев дач, постоялых дворов, чайных и кузниц. Лошади были почти в каждой крестьянской семье. Они были необходимы в хозяйстве для выполнения сельскохозяйственных работ и использовались как транспортное средство. Некоторые крестьянские семьи занимались ещё извозом, то есть зарабатывали на жизнь, оказывая различные транспортные услуги.
Среди тарасовских жителей извозом занимались многие семьи. Здесь можно упомянуть такие фамилии, как Аршатские, Мазановы, Максимовы, Пикалёвы, Пирожковы, Сумины и другие. Ещё и поныне в некоторых этих семьях хранят память об их дедах и прадедах, промышлявших извозом. Кто же были эти извозчики и как
они работали?
Сами извозчики с давних времён условно делились на три категории: «ванек», лихачей и ломовых.
Значительную долю тарасовских извозчиков составляли ломовые извозчики, которые занимались перевозкой различных грузов и товаров. Они работали на ближайших фабриках и заводах, в различных кооперативных объединениях. Некоторые из них работали и в Москве. Летом у них были длинные дроги, а зимой - сани без грядок. Одевались они в зависимости от времени года в простую крестьянскую одежду типа кафтана или тулупа. Остальная часть тарасовских извозчиков занималась перевозкой пассажиров.
В летнее время они часто работали в Тарасовке, обслуживая здешних дачников, а в остальное время промышляли в Москве. Москва уже в то время была большим городом, трамвайные линии были ещё не везде, и добираться без извозчика порой было нелегко. Требования, предъявляемые к извозчикам в Москве, были четко определены. Они сложились ещё в конце XIX века и предусматривали, что извозчиком может быть лицо мужского пола, не моложе 17 лет. Он должен иметь опрятную одежду без заплат другого цвета. Экипажи следует содержать в исправности и чистоте. Летом в экипаже необходимо было иметь фартук для пассажира от дорожной пыли, а зимой - полость, чтобы он не замёрз в пути. Держаться при езде нужно правой стороны и двигаться умеренной рысью. С наступлением сумерек у экипажей требовалось зажигать фонари, а при остановке ставить их в один ряд вдоль тротуара. На главных улицах извозчикам запрещалось слезать с козел и садиться в экипажи. Однако не все эти правила строго соблюдались.
«Ваньки» одевались сравнительно просто, в обычные армяки, и летом на голове носили высокие поярковые шляпы. Ездили они в дрожках, именовавшихся «калибрами» или на «гитарами», ввиду сходства их с этим музыкальным инструментом. Это был исконно московский экипаж - узенькие недлинные дроги на стоячих рессорах, вмещающих двух седоков, сидевших спиной друг к другу и лицом к улице. Выдумал эти экипажи особого «калибра» какой-то московский обер-полицмейстер. Ездить на них было сущее мучение, особенно по неровным дорогам. Зимой «ваньки» одевались в зипуны, на головах носили меховые шапки и ездили в санях, конечно без полости. Езда на «ваньках» была дешёвой. За двугривенный или даже за пятиалтынный он вёз пару седоков через всю Москву и признавал даже пятикопеечные рейсы, от которых извозчики более высокого разряда решительно отказывались.
Слово «лихач» уже само даёт некоторое понятие, что это не простой извозчик или «ванька», а особая категория извозчиков. Они стояли всегда в определённых местах, около лучших гостиниц, театров или около ресторанов. Часто имели постоянных клиентов. Экипажи у них были пролётки с верхом или без верха, на колёсах резиновые шины «дутики». Были ещё «ландо» - это вид пролётки с двумя откидными верхами (спереди и сзади). Ездили они неторопливо, степенно.
У лихачей и специальная одежда была. Поверх всего одевался «волан» это что-то наподобие плаща. Его шили из синего сукна до пят, с высокой талией и множеством сборок сзади. Подпоясывали под грудь кушаком. Некоторые на поясе носили серебряные бляшки для шику. Волан обшивался по борту и по рукавам бархатной полосой в тон и имел металлические пуговицы в два ряда, как на шинели. Под низ одевали рубаху и жилет, а зимой ещё и душегрейку. Кто побогаче, мог себе позволить заказать зимний волан, подбитый внутри мехом. На голове непременно особый извозничий цилиндр из фетра, с донышком обшитым кожей от дождя, и лентой. Зимой носили круглую меховую шапку, да и башлык не помешает. Это только ломовые от непогоды рогожкой прикрывались. На ногах носили высокие сапоги, шитые на заказ, за голенищем кнутик с наборной рукояткой, а за поясом рукавицы.
Для того чтобы нанять простого извозчика, достаточно было кивнуть ему головой или махнуть рукой, чтобы он сломя голову бросился к вашим услугам. В местах большого скопления людей - у вокзалов, трактиров и больших магазинов, чтобы избежать беспорядка, извозчикам запрещалось подъезжать к выходящему пассажиру. Извозчики наперебой зазывали седоков: «Ваше сиятельство!», «Барин!», «Вот, на резвой!» и т.п.
Селились наши извозчики в Москве в Переславской слободе, там, где находится Переславская улица. Отсюда когда-то начиналась Переславская дорога, ведущая на север. Извозчики приезжали в Москву на неделю и больше, привозили с собой запас продуктов и корма для лошадей, поселялись на квартирах и жили вместе по несколько человек. Отработав «смену», они покупали «гостинцы» своим домашним и возвращались домой на побывку, т.е. работали, как сейчас говорят, вахтовым методом.
Один из них, Иван Григорьевич Пирожков (1875-1953), упоминается даже в письме К.С. Станиславского к О.Л. Книппер-Чеховой, где он просит её сообщить точную дату и время приезда Антона Павловича Чехова в Любимовку, чтобы выслать для встречи Пирожкова, у которого коляска на «дутиках». Потомки Ивана Григорьевича до сих пор проживают в Тарасовке.
Другой не менее известный тарасовский извозчик был по фамилии Максимов. Однако многим он запомнился по прозвищу Нужда. Такое прозвище он получил по той причине, что на простой вопрос: «Как дела?», обычно отвечал: «Нужда, барин! Ой, нужда!».
Предыдущая<<< Оглавление >>>Следующая |
|