|
Железная дорога
Повествуя об истории деревни Тарасовки, нельзя не коснуться постройки Северной железной дороги.
Требования времени и техническое развитие привело в середине XIX века к началу строительства железных дорог в России. Первая железная дорога в России, которая связала два столичных города, была открыта в 1851 году. Это была дорога между Петербургом и Москвой. Она строилась и содержалась за счёт государственной казны, т.е. была государственной дорогой. Но уже в то время среди купцов и промышленников стали зреть планы постройки частных железных дорог Это было трудной финансовой задачей, посильной только нескольким толстосумам. Одними из таких были Иван Фёдорович Мамонтов и Василий Александрович Кокорев, которые держали в Москве винный откуп и скопили на этом немалые деньги. Мамонтов, живший неподалёку от Крестовской заставы (в районе нынешнего Рижского вокзала) в Мещанской слободе» обратил внимание на обширный поток богомольцев, направлявшихся в Троице-Сергиев Посад, и интенсивный
поток грузов, идущих в Москву, особенно в зимнее время по снежному насту. Так возникла идея постройки железной дороги от Москвы до Сергиева Посада. Компаньоны решили создать акционерное общество для постройки такой дороги, а чтобы это встретило поддержку властей, пригласили в качестве соучредителей людей, имеющих авторитет и влияние в правительственных кругах. В качестве «свадебных генералов» в акционерное общество были привлечены братья Дмитрий, Николай и Павел Шиловы и Николай Рюмин, имевших дворянский титул.
В 1858 году начались проектные работы и различные согласования. Наконец, 29 мая 1859 года выходит «высочайшее повеление» царя об утверждении Устава общества под названием «Общество Московско-Ярославской железной дороги». В Уставе оговаривалось условие: железную дорогу строят первоначально до Троице-Сергиева Посада, дальнейшее же строительство дороги до Ярославля будет осуществлено, если «правительство признает её нужною для общей пользы промышленности» или же «само общество найдёт сооружение сего пути для себя полезным». В том же году началось строительство дороги под техническим руководством инженера, генерал-майора, барона Андрея Ивановича Дельвига, закончившего накануне реконструкцию Мытищинского водопровода. Он был выпускником Петербургского института путей сообщения и приходился братом Антону Дельвигу, другу и любимцу Пушкина. Инженеры в те годы пользовались всеобщим уважением и носили военную форму, которая делала их похожими на морских офицеров. Портрет А.И. Дельвига можно увидеть в Репинском зале Третьяковской галереи.
В проектировании будущей дороги принял также участие Фёдор Васильевич Чижов -талантливый инженер и предприниматель, впоследствии служивший в Правлении железной дороги.
Благодаря таланту этих людей и их умелому руководству, Троице-Сергиевская железная дорога заметно отличалась от строящихся в то время других дорог высоким качеством земляного полотна, профилем и строительными сооружениями, хотя строилась теми же примитивными средствами и ручным трудом землекопов. Дорога протяжённостью в 70 вёрст была построена в течение трёх лет. На этом отрезке дороги было построено 10 мостов, несколько промежуточных станций и около 60 переездов с будками обходчиков. 22 июля 1862 года по дороге прошёл пробный поезд. Официальное открытие состоялось 18 августа того же года. Расстояние от Москвы до Сергиева Посада поезд преодолевал за два часа, делая четыре остановки на промежуточных станциях: в Мытищах, Пушкино, Талицах (ныне Софрино) и Хотьково. В первые годы существования дорога имела 10 паровозов, 118 пассажирских вагонов, 15 багажных отделений и 95 открытых железнодорожных платформ.
Внутри пассажирских вагонов устанавливались чугунные печи для отопления углём или дровами, освещались вагоны фонарями с сальными свечами. Станции же освещались керосиновыми, а впоследствии - керосино-калильными фонарями.
Перед началом эксплуатации дороги было выпущено первое расписание движения пассажирских поездов. Из Москвы поезд отправлялся в 7 и 13 часов, а из Сергиева Посада - в 10 и 18 часов. Стоимость проезда в вагоне 1 класса была 2 рубля, 2 класса - 1,5 рубля и 3 класса - 80 копеек. Это было, мягко говоря, недёшево.
Строительство железной дороги продолжил сын Ивана Фёдоровича - Савва Иванович Мамонтов, и 15 февраля 1870 года прошёл первый поезд до Ярославля, а в 1897 году и до Архангельска.
Живописные места и удобное сообщение с Москвой после постройки первой очереди железной дороги создали благоприятные условия для появления в наших местах дачников и устройства дополнительных остановочных пунктов. По всей вероятности они возникли как полустанки, на которых поезд делал краткие остановки, а затем в расписании уже появились остановочные пункты - платформы. Первой платформой, появившейся на перегоне Мытищи - Пушкино, была Мамонтовская, где слева от дороги была построена дача Александра Николаевича Мамонтова, племянника Ивана Фёдоровича Мамонтова и двоюродного брата Саввы Ивановича. Время её появления можно назвать лишь приблизительно не позднее 1880 года.
Существующие сейчас вокзалы на станциях Мытищи и Пушкино были построены соответственно в 1911 и 1905 годах. В 1912 году, когда отмечалось 50-летие постройки дороги, была выпущена серия почтовых открыток с видами всех станций и платформ от Москвы до Пушкино и дальше.
Железная дорога в районе реки Клязьмы проходила вблизи старинных поселений - Тарасовки и Черкизово, располагавшихся на расстоянии около двух километров друг от друга. Места здесь были живописные, дорога проходила через поле, а местность, располагавшаяся ближе к реке, была покрыта хвойным лесом с многочисленными полянами и лугами. Это создавало предпосылки для постройки здесь дач. Вскоре возле переезда между Черкизово и Тарасовкой появился полустанок, получивший название Тарасовка, по имени ближайшей деревни, в которой когда-то была почтовая станция. Сейчас трудно с полной определённостью утверждать, по чьей инициативе был устроен этот полустанок, но с большой долей уверенности можно предположить, что это были крупные фабриканты и землевладельцы, жившие поблизости. Таковыми были Алексеевы, владевшие с 1869 года сельцом Любимовка, и их родственники Сапожниковы, владельцы сельца Куракино, где с 1875 года располагалась их шелкоткацкая фабрика.
Позднее были построены деревянные платформы и отапливаемые павильоны, в которых размещались билетная касса и зал ожидания. Поблизости от платформ открылись ларьки и небольшие магазины. Местные жители стали называть это место «станцией». На вопрос «Куда идёшь?», многие не задумываясь и сейчас отвечают «На станцию».
Со временем Тарасовка становится излюбленным местом летнего отдыха горожан. Их привлекало, прежде всего, удобство поездок, чистый воздух, наличие реки и леса. В путеводителях по окрестностям Москвы можно найти краткие сведения об условиях летнего отдыха здесь. Вот что писал о них путеводитель «Дачи и окрестности Москвы», изданный в 1928 году.
«...Все дачи с хорошими террасами и мезонинами, окружены сосновым лесом. Более 120 дач сдаются по цене от 300 рублей и выше, комнаты от 60 рублей за лето. Место ровное, слегка понижается к очень извилистой и глубокой реке Клязьме. На ней лодочная пристань и купальня. Тарасовка соединена с Москвой телефоном; плата за разговор 21 копейка за 3 минуты. При платформе и близ неё имеются торговые палатки и ларьки; тут же парикмахеры, сапожники и т.п. Около самой платформы спортплощадка, занятая, главным образом, футболом. Почта и аптека в Клязьме, больница в Мытищах».
В разное время на платформе, кроме билетной кассы и зала ожидания, располагались буфет, газетный киоск, почтовый ящик, телефон, чуть дальше был туалет. Ещё в конце 50-х годов XX века на платформе был типовой деревянный павильон, в котором располагалась касса и зал ожидания. Зимой в морозы в павильоне топили печку, в ожидании поезда можно было погреться. В буфете продавалось пиво и спиртные напитки в разлив, здесь также можно было купить лёгкую закуску: раков, бутерброд с селёдкой, сыром или икрой, просто шоколадку. Выбор, конечно, был не в пример современному ассортименту, но в годы развитого социализма об этом вспоминали с тоской, а сейчас с чувством искренней ностальгии.
Предыдущая<<< Оглавление >>>Следующая |
|