Резной дом

На главную  
 
 
 
 
 
 
 
 

Любимовка

Всего в нескольких сотнях метров от Тарасовки, на левом берегу реки Клязьма, с давних времён располагалось небольшое сельцо Любимовка. О нём я уже вкратце упоминал во второй главе этой книги. Сейчас это место знакомо многим любителям театра и профессиональным актерам. О нём написано много статей, воспоминаний и даже несколько книг. Это случилось благодаря тому, что здесь зарождались традиции современного театра, основоположником которого был Константин Сергеевич Станиславский. Когда-то здесь прошли детские, юношеские и молодые годы этого театрального деятеля. Как известно, фамилия Станиславский была сценическим псевдонимом Константина Сергеевича. Сам он был из большого купеческого рода Алексеевых. Московские купцы и предприниматели Алексеевы составляли в XIX веке обширный купеческий род, состоящий из множества семей. Родоначальником этого рода был крепостной крестьянин Ярославского уезда Алексей Петрович (1724 — 1775), получивший вольную от своей барыни, помещицы Натальи Никифоровны Ивановой. Он был женат на крепостной графа П.Б. Шереметева, которая, согласно семейного предания, была крепостной актрисой, и также получила вольную. С 1746 года он обосновался в Москве. Один из его сыновей Семён Алексеевич (1751—1862) открыл здесь в 1785 году собственное производство золотой и серебряной канители - тонкой металлической нити, используемой для художественной вышивки и отделки тканей. Его наследники расширили и укрепили дело, основав фирму «Владимир Алексеев». Жили они в Москве на Большой Алексеевской улице в районе Таганки. Особняк этот стоит и поныне по адресу: Большая Коммунистическая, дом 29. Здесь 17 января 1863 года и родился великий реформатор сцены, известный всему миру под сценическим псевдонимом Станиславский, Константин Сергеевич Алексеев (1863-1938).
Его отец Сергей Владимирович Алексеев (1836-1893) был младшим сыном в семье, и рано остался без матери. Гимназию он не посещал, учителя приходили к нему домой. В четырнадцать лет он уже начал ходить в контору, постепенно втягиваясь в торговую деятельность и привыкая к общению со служащими. В 23 года он без памяти влюбился в прелестную восемнадцатилетнюю девушку Елизавету Васильевну Яковлеву (1841-1904) и вскоре женился на ней. Произошло это 8 июля 1859 года. Мать и отец будущего театрального деятеля идеально подходили друг другу и прожили счастливую, наполненную любовью и взаимной заботой жизнь. Сергей Владимирович был человеком исключительной доброты. Вообще надо отметить, что вся семья Алексеевых была известна большой благотворительной деятельностью. Порой он оказывал материальную помощь анонимно, никому не говоря об этом и посылая деньги «от неизвестного». По своей доброте и отзывчивости Елизавета Васильевна очень походила на мужа, хотя иногда могла пошуметь, покричать и поругать, кого следует. Однако всё это быстро проходило. Любовь её к детям была поистине беспредельной. А их в семье было девять, один умер в младенчестве. Заботу о детях Елизавета Васильевна возводила в какой-то культ. И надо отдать ей должное: вырастила она своих детей крепкими, здоровыми, сильными физически и морально.
Дети росли в благодатной атмосфере большой и дружной семьи, родители задавали тон доброжелательного, уважительного отношения к окружающим. Сергей Владимирович очень любил молодёжь и всячески покровительствовал её затеям.
Когда семья Сергея Владимировича стала увеличиваться, он купил себе дом у Красных ворот. Здесь-то и начались первые семейные спектакли Алексеевского кружка. Один из них датируется 24 февраля 1867 года. Затем    семейные спектакли стали устраивать в усадьбе Любимовка. В прошлом сельцо Любилки, или Любимовка, представляло собой часть громадного имения княгини А.Л. Трубецкой и князя А.К. Белосельского. Позже усадьба была выделена в самостоятельное владение, и здесь сменилось несколько хозяев, пока, наконец, она не была приобретена Сергеем Владимировичем совместно с его сестрой Верой Владимировной Сапожниковой в 1869 году. В усадьбе находился господский дом, к которому прилегали 50 десятин земли. Сергей Владимирович помнил этот дом ещё с детства, когда они совершали на лошадях поездки к Троице. Построенный на рубеже XVIII-XIX веков в соответствии с канонами классицизма, главный дом усадьбы был очень красив. Он существовал уже во время наполеоновского нашествия, но французы не смогли захватить его, так как этот берег реки обороняли казаки. Сергей Владимирович принялся за капитальный ремонт и переустройство дома в загородную дачу. Представить, какой была прежняя усадьба, помогают воспоминания одной из дочерей - Зинаиды Сергеевны: «Её большой двор с четырьмя порядочными лужайками пересекали крест-накрест дорожки. Лужайки окаймлялись подстриженными тополями. Жилой дом был с круглым зелёным куполом. На флагштоке развевался русский трёхцветный флаг». К реке вела каменная лестница, где были устроены купальни и небольшой причал для лодок.
Вера Владимировна (1823-1877), сестра Сергея Владимировича, рано овдовела, и у неё на руках остались дочь и два сына. Младший сын Сапожниковой -Владимир   Григорьевич   (1843-1916) стал мужем Елизаветы Васильевны Якунчиковой (1856-1937), приходящейся ему кузиной, так как её мать была также из рода Алексеевых. Ещё при жизни Вера Владимировна разделила с братом землю в окрестностях Любимовки, и её сын Владимир Григорьевич построил неподалёку себе роскошную дачу на итальянский манер, которую иной раз называли «Вилла» в округе же за ней закрепилось название «Белая дача». По праздникам, в дни именин сюда собирались все многочисленные родственники и соседи хозяев дачи. Она располагалась чуть ниже по течению реки, в сторону Куракино. Сейчас на месте этой дачи почти ничего не сохранилось, и о ней можно судить только по редким фотографиям того времени. На одной из них хорошо виден фасад дачи, выходящий к реке. Она имела несколько несимметричный вид по бокам, правое крыло было трёхэтажным, и на третьем этаже имелся небольшой балкончик. На реке была устроена пристань, к которой вела широкая мраморная лестница.
Как уже отмечалось ранее, Сергей Владимирович всячески поддерживал интерес своих детей к театру и сам участвовал почти во всех их постановках. В этих домашних спектаклях начал формироваться и оттачиваться талант будущего реформатора сцены - Станиславского. В разные годы здесь бывали многие выдающиеся личности. Широко известна встреча двух основателей будущего МХАТа Станиславского и Немировича-Данченко, произошедшая здесь и положившая начало созданию этого театра.
На территории усадьбы находилась домовая церковь Покрова Пресвятой Богородицы, которую посещали Алексеевы, их гости и знакомые из ближайших мест. Здесь в этой церкви в 1889 году состоялось венчание Константина Сергеевича и его супруги Марии Петровны Перевощиковой, также актрисой будущего МХАТа, носящей псевдоним Лилина.
С 5 июля по 14 августа 1902 года на даче в Любимовке жил А.П. Чехов со своей женой, артисткой МХАТа Ольгой Леонардовной Книппер-Чеховой. К этому времени относится его работа над будущей пьесой «Вишнёвый сад». Константин Сергеевич со своей семьёй в это время находился заграницей, и он предложил Чехову отдохнуть в Любимовке. В своих письмах к Станиславскому
Чехов отмечал, что ему очень нравится пребывание в Любимовке, её природа и река с её чистой водой, с обилием рыбы. Он увлекался рыбной ловлей и много времени проводил за этим занятием. Многое из увиденного здесь можно узнать в пьесе «Вишнёвый сад». Даже гудок поезда, доносившийся с железной дороги, впоследствии был использован в спектакле. Люди, хорошо знавшие обитателей Любимовки, позже узнавали их черты в героях пьесы.
Любимовка принадлежала семье Алексеевых до национализации, происшедшей в 1918 году. Мало что осталось от прежней Любимовки. Только старая гравюра может дать некоторое представление о ней. С тех пор здесь поменялось много владельцев. Вначале здесь были корпуса большого дома отдыха имени Калинина, потом детский дом испанских детей. В годы войны был военный госпиталь. В послевоенные годы здесь жили рабочие московской кондитерской фабрики им. Бабаева. Годы, а порой, и сами люди безжалостно разрушили прежнее благолепие. Сейчас небольшой участок Любимовки с остатками бывшей усадьбы принадлежит Союзу театральных деятелей России. Неоднократные попытки вернуть к новой жизни разрушенную усадьбу пока не привели к успеху.

Предыдущая<<< Оглавление >>>Следующая

Rambler's Top100