Резной дом

На главную  
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 6
СЛЕД НА ЗЕМЛЕ

Улицы и достопримечательности Тарасовки

В Тарасовке не много улиц. Ещё в начале прошлого века здесь была только одна улица, тянувшаяся вдоль Ярославской дороги. Дома на ней уже тогда располагались несколькими рядами, и в некоторых местах историческая застройка сохранилась до наших дней, хотя многое уже потеряно безвозвратно.
Ныне эта старинная и главная улица Тарасовки называется Большая Тарасовская. Она тянется вдоль Ярославского шоссе, начинаясь от моста через реку Клязьма до посёлка Челюскинский, где она и заканчивается, доходя до самых границ Пушкинского района. По сути шоссе и является этой улицей, с неё началась и сама деревня. Самые старые постройки находились и сейчас находятся в начале деревни, возле реки. Многое повидала эта улица! Когда-то она была лицом деревни. Безжалостное время, беспечные, а порой безответственные соотечественники уничтожили много примечательных мест этой улицы. Уже нет кузниц в начале деревни, нет и самого большого постоялого двора, располагавшегося с левой стороны улицы в её начале. Нет здесь и ни одной чайной, в которые любили хаживать не только приезжие, но и местные жители. Недолго простояла на этой улице часовня, построенная в 1912 году в честь столетия изгнания французских войск. Ярославское шоссе, по которому ныне днём и ночью мчатся, извергая гарь и шум, тысячи автомобилей, также не является украшением улицы.
Давайте мысленно попытаемся вернуться на несколько десятилетий назад и пройдём по главной улице деревни. Чётная сторона этой улицы в старые времена называлась «красной», что на Руси является синонимом слова «красивая». На этой стороне располагались наиболее красивые и добротные дома. Самыми крайними на этой стороне улицы, почти у самой реки были два дома кузнецов Пынеевых. Сами кузницы располагались по обеим сторонам дороги. В настоящее время ни кузниц, ни этих домов уже нет. Следующими домами на этой стороне был постоялый двор Шишкиных, за тем шёл дом Емельяновых, которые занимались извозом, и дом Сахаровых. Далее шли дома Рубцовых, владевших скобяной лавкой, Сахаровых-Селецковых и Сметкиных. Ни один из этих домов не сохранился. Они были снесены в ходе расширения Ярославского шоссе ещё в конце 70-х годов прошлого века. После этой реконструкции первым домом на этой стороне улицы стал дом, в котором в последние десятилетия располагался сельский клуб. Он достался Советской власти от владельца чайной Дмитрия Ивановича Лясникова по прозвищу Королев, В конце 20-х годов прошлого века чайную отобрали, а самого Дмитрия Ивановича выслали, как вредного элемента. В настоящее время судьба дома достаточно туманна: клуб уже несколько лет не функционирует, а дом постепенно разрушается.
Противоположной стороне этой улицы повезло больше, потому что упомянутая реконструкция её почти не коснулась. Но и здесь не обошлось без потерь. Кузница, располагающаяся на этой стороне улицы, долгие годы служила людям и колхозу, однако сейчас затерялась среди построек совхозной промзоны. Здесь же в начале деревни находился самый большой постоялый двор Алимовых. Долгое время этот постоялый двор использовался под колхозную конюшню, но поскольку лошадей к концу 60-х годов уже не осталось, сломали и саму конюшню, хотя она представляла ещё крепкое кирпичное строение и
была интересна в архитектурном плане. Ныне на этой стороне улицы дома начинаются с каменного дома Любушкиных-Максимовых, в прошлые времена занимавшихся извозом. Дом этот был построен ещё в XIX веке, и в 1946 году в огороде возле этого дома был найден клад, в котором находились старинные монеты. Далее стоит дом Суминых-Ерченковых, также постройки уже позапрошлого века.
Одной из достопримечательностей этой улицы, представляющей исторический интерес, является уже упоминавшийся ранее дом №9. В этом доме располагалась первая почтовая станция Архангелогородского почтового тракта. Согласно заключению Главного специалиста Управления Архитектуры и проектных работ Госстроя РФ, это здание является характерным примером придорожной постройки общественного назначения. Данное заключение было дано в соответствии с планом реконструкции Ярославского шоссе, предусматривающим снос ряда домов, включая и этот дом, расположенных в зоне реконструкции дороги. В заключении также указано, что, несмотря, на имеющиеся утраты в первоначальном виде здания, оно заслуживает сохранения как образец архитектурного стиля. В прошлом веке здесь жили Киселёвы, которых в Тарасовке было великое множество, и все они носили различные прозвища. Следующий дом на этой стороне - дом Майоровых, построенный также в XIX веке. Их семья обосновалась в Тарасовке в 70-е годы того века. Дом №13 принадлежал раньше Киселёвым-Яковлевым, державшим здесь постоялый двор. Далее стоял дом Пикалёвых, а за ним Калинычевых-Дворецковых. Следующие дома этой стороны улицы были построены уже в более позднее время, но тем не менее, представляют интерес резные украшения целого ряда домов.
Другой сохранившейся достопримечательностью этой улицы является дом №54, расположенный на "красной» стороне улицы и принадлежавший когда-то Ивану Алексеевичу Лихонину, местному торговцу. Построенный в начале XX века, он по тем временам поражал местных жителей своей технической оснащенностью. Сам дом был двухэтажный, деревянный, с высокими потолками и просторными комнатами. В доме были водопровод и канализация, на второй этаж вела широкая каменная лестница. На первом этаже располагалась лавка, в которой торговали всем необходимым, а на втором этаже жил сам хозяин со своей семьёй. За домом имелись многочисленные хозяйственные кирпичные постройки и службы, а под домом был обширный подвал.
При сборе материалов для книги, мне в руки попала сохранившаяся   до   наших дней обёрточная бумага этой лавки, в которую заворачивали приобретаемые здесь товары. На ней типографским способом отпечатано: «Чайная, колониальная, мучная, масляная и мясная торговля А.И. Лихонина Леонова. Дер.Тарасовка. Сев.Ж.Д. Собственный дом». Здесь надо дать некоторые пояснения. Инициалы А.И. относятся к отцу Ивана Алексеевича - Алексею Ивановичу, которому ранее принадлежали и лавка, и чайная, а вторая фамилия Асонов не что иное, как прозвище Лихониных, которые имели многие тарасовские семьи. Прозвища, как и фамилии, передавались «по наследству», и к ним так привыкали, что считали неотъемлемой частью данной семьи. По рассказам стариков, в лавке можно было приобретать продукты «в кредит». На этот случай у хозяина имелась специальная «долговая» тетрадь, куда записывалось имя должника и сумма долга. Такая форма устраивала многих тарасовских жителей, имеющих нерегулярные заработки.
С конца 20-х годов, после выселения бывших хозяев, на втором этаже этого дома размещался сельский совет и правление Тарасовского колхоза, а на первом этаже долгие годы был сельский магазин. В задней части этого дома долгие годы располагалось сельская библиотека, оставившая у многих жителей Тарасовки самые добрые воспоминания. В настоящее время этот дом также представляет печальное зрелище, налицо отсутствие хозяина, и как следствие этого - разрушение дома.
Почти напротив этого дома стоит дом №67, в котором раньше жил урядник Алексей Алексеевич Богомолов. Урядников в Мытищинской волости было всего пять. Один из них жил в Тарасовке и выполнял функции, аналогичные сегодняшним участковым.
В 1912 году, накануне 100-летия Отечественной войны 1812 года, усилиями владельца Куракинской шелкоткацкой фабрики Григория Владимировича Сапожникова и при ходатайстве жителей Тарасовки, на резерве Ярославского шоссе, между домами №55 и 57 была построена каменная часовня. Она была сооружена в память событий 1812 года, когда казаки и мирные жители Тарасовки смогли остановить продвижение французских войск к Троице-Сергиевой лавре. К великому сожалению, часовня простояла на этом месте чуть более 20 лет
и была разрушена по чьему-то бездушному приказу.
В глубине этой же улицы, на берегу реки Клязьму по адресу Б, Тарасовская дом №37-Б, располагалась когда-то Тарасовская школа, построенная не без участия известной семьи Алексеевых, чья усадьба находилась неподалёку в соседней Любимовке. Два брата, одним из которых был известный всему миру реформатор сцены Константин Сергеевич Станиславский, а второй - его старший брат Владимир Сергеевич, были попечителями начального земского училища, которое носило имя их родителей. Об этом гласит надпись, сохранившаяся до наших дней на южном фронтоне школы. Жаль только, не слышен сейчас детский гомон в стенах этого старого здания.
На этой улице находится и администрация Тарасовского сельского округа, которая располагается в доме №26, построенном в начале 70-х годов прошлого века. В настоящее время на этой улице никаких общественных зданий не строится из-за неблагоприятной экологической обстановки.
Другой не менее примечательной улицей является Вокзальная, которая начинается от Ярославского шоссе и идёт по направлению к железной дороге. Когда-то эта улица была грунтовой дорогой, проходящей через поле, и вела к станционному посёлку Тарасовка и далее в Черкизово. Её название вполне очевидно потому, что она ведёт к платформе Тарасовская, к местному «вокзалу». Ныне эта улица упирается в бетонный забор, а ещё в конце 70-х годов здесь был железнодорожный переезд, через который можно было легко попасть не только в Черкизово, но и в Пирогово или Мытищи. При постройке третьей линии железной дороги все переезды от Тарасовки до Пушкино были закрыты, что существенно осложнило жизнь жителям, да и гостям этих мест.
Вокзальная улица начала формироваться в начале XX века, одновременно с двух концов. Нумерация домов на этой улице начинается от Ярославского шоссе, т.е. от улицы Б. Тарасовская. На перекрёстке этих улиц когда-то стоял дом №70, и в нём находилась «сборка», что-то вроде ночлежного дома. В советские времена в доме была устроена «коммуналка», а затем он был снесён из-за ветхости. В другом конце Вокзальной улицы, у платформы, стоит один из самых старых домов этой улицы - дом №70/2, о котором я уже упоминал раньше. Этот дом был построен в 1896 году и принадлежал Якову Николаевичу Волпянскому. Сам Яков Николаевич жил в Москве и владел аптекой в районе Новобасманной улицы. В Тарасовке он построил себе двухэтажную дачу, и в летний сезон на первом этаже дома работал кабинет врача и при нём был аптечный киоск.
На «деревенском» конце улицы также строили дачные дома, сдаваемые в наём. Так, например, дом №6 когда-то принадлежал Тарасовскому уряднику А.И, Богомолову. В 1950 году, когда в этом доме производили ремонт, на его чердаке был обнаружен тайник с оружием. В ящике, на чердаке этого дома были обнаружены наган системы револьвер и австрийская винтовка «Марлихин», а также патроны к ним. Кому принадлежало это оружие, и когда был устроен тайник, остаётся только гадать. Во всяком случае, это оружие появилось здесь во время гражданской войны или не позднее начала 20-х годов прошлого века.
Остальные дома на этой улице строились в 30-е годы или в более позднее время.
Непосредственно вдоль железной дороги находятся две улицы: одна из них идёт в сторону Москвы, или к посёлку Челюскинский. Эта улица называется Линейной, потому что идёт вдоль линии железной дороги. Когда-то здесь были только дачные дома, но со временем эти дачи стали использовать круглый год. Другая улица, идущая в противоположную сторону, к реке Клязьма, называется улицей Пожидаева. Это название улица получила в конце 70-х годов, в честь Александра Ивановича Пожидаева, который долгие годы был агрономом тарасовского колхоза и проживал на этой улице в доме №4. До этого времени улица называлась улицей Радио, потому, что в конце её располагалась радиостанция авиации ПВО. В доме №6 на этой же улице жил и председатель тарасовского колхоза Осип Михайлович Рузин. В начале XX века на землях, прилегающих к желез ной дороге, и до самого берега реки Клязьмы располагалась усадьба известного московского нотариуса Н.К. Милиоти. Усадьба занимала несколько гектаров земли и включала жилые и хозяйственные постройки, замечательный парк, а на реке были устроены купальни и пристань для лодок. С восточной стороны к усадьбе примыкал луг, который с давних времен назывался Марёна. В 20-е годы прошлого века на землях бывшей усадьбы Милиоти была построена упомянутая выше радиостанция, а позже, чуть ближе к железной дороге, возник кооператив бывших политкаторжан. Каторжанам, вернувшимся после свержения царского строя из тюрем и ссылок, по решению Московского правительства было выделено несколько участков земли для постройки домов и обзаведения хозяйством. Такие участки были выделены, в частности, в посёлке Клязьма и в районе платформы Строитель. Этот объединённый кооператив носил название Солнечный. В Тарасовском кооперативе в 30-40-е годы прошлого века проживало несколько известных деятелей советского времени. В частности, в доме №11 в переулке Радио проживал П.С. Парфёнов. Пётр Семёнович относится к числу так называемых авторов одного произведения. В советское время была широко известна его песня времён гражданской войны «По долинам и по взгорьям», но сейчас её мало кто знает. Между тем Парфёнов был достаточно разноплановой личностью. Выходец из бедной крестьянской семьи Уфимской губернии, он рано познал тяжёлый труд в порту Владивостока. В годы гражданской войны сражался в партизанских отрядах против японских интервентов, а после окончания войны был полпредом в Иране. Позже редактировал журналы «Советский путь» и «Коллективист», возглавлял Московское товарищество писателей. Он автор многих стихов, рассказов, очерков. Им написаны книги «Гражданская война в Сибири», «Борьба за Дальний Восток» и др.
С 1930 по 1937 год Парфёнов жил на даче в Тарасовке. Здесь он писал два больших произведения: «Самурайская интервенция» и «Личное и общественное», которые так и остались не опубликованными. В 1937 году его постигла участь многих старых партийцев - он был арестован и сгинул в сталинских лагерях.
В настоящее время в этом дачном массиве проживают некоторые потомки бывших политкаторжан.
Параллельно Вокзальной улице, по направлению к Клязьме, позже появились ещё три улицы: Народная, Новая и Колхозная. Когда-то это место называлось Новая Слободка. Первые дома в этой части Тарасовки появились в конце 30-х годов, перед самой войной, а в послевоенные годы они уже полностью сформировались как настоящие улицы. Они не такие широкие, как Вокзальная, и на них нет даже тротуаров, но они привлекают своей тишиной и покоем, и только во время осенне-весенней распутицы порой приносят огорчения своим обитателям. Позднее Народная улица была даже заасфальтирована, хотя со временем покрытие уже изрядно испорчено.
Так же параллельно Вокзальной улице, но с нечётной её стороны проходит улица, которая называется Вокзальный тупик. Вообще к тупикам в Тарасовке испытывают по каким-то причинам особую любовь. Их здесь почти такое же количество, как и улиц. Когда-то этот тупик тянулся вдоль колхозного сада, и улицу уместнее было бы назвать Садовой. Поскольку сада давно уже нет, то пусть будет тупик, но почему тогда Вокзальный? С другой стороны, тупик всё-таки приводит к платформе, значит не тупик. Вот такая топонимика.
В районе Колхозной улицы прилегает к территории радиостанции Колхозный тупик. Ну здесь, как говорится, комментарии излишни.
Список тарасовских улиц: Большая Тарасовская, Вокзальная, Народная, Новая, Колхозная, Пожидаева, Рузина, Дорожная, Полевая, Вокзальный тупик, Колхозный тупик, Вокзальный проезд, Переулок радио, Линейная и Линейный переулок.
Улица Рузина идёт перпендикулярно от Народной улицы в северную сторону до Колхозной улицы. Осип Михайлович Рузин (1891-1960) был председателем тарасовского колхоза «Память Ильича» в годы его наибольшего расцвета. Об этих двух жителях Тарасовки я бы хотел рассказать более подробно.

Предыдущая<<< Оглавление >>>Следующая

 
Rambler's Top100